ДОНБАСС

Адаптация украинской образовательной системы к нормам стран ЕС перестала быть пустой декларацией о намерениях

В этом году в образовательной системе произошло сразу несколько событий, после которых она уже не сможет вернуться к прежним постсоветским координатам.

Интеграция в европейское образовательное пространство долгие годы саботировалась. Украина присоединилась к Болонскому процессу еще в 2005 году, но с тех пор мало продвинулась в этом направлении. Весной 2012 года на конференции министров образования европейских стран в Бухаресте, где оценивался прогресс на пути к установлению Болонской системы в образовательной сфере, украинская суррогатная кредитно-модульная схема получила двойку по пятибалльной шкале. В нынешнем году полноценная адаптация украинской образовательной системы к нормам стран ЕС перестала быть пустой декларацией о намерениях. Дело не только в подписанном договоре об ассоциации, где в разделе «О высшем образовании» содержатся конкретные требования на этот счет. Настоящим поворотным моментом в этом направлении стал принятый парламентом Закон Украины «О высшем образовании», благодаря которому появилась законодательная почва для реализации Болонского процесса в стране.

Согласно новому закону у нас перестали существовать такие понятия, как неполное (степень младшего специалиста), базовое (степень бакалавра) и полное высшее образование (степени специалиста и магистра). Вместо них, как и в большинстве стран мира, появилась уровневая система образования. Начальный уровень соответствует степени младшего специалиста, первый — степени бакалавра, второй — степени магистра, третий — степени доктора философии. В законе прописана четкая взаимосвязь между этим уровневым украинским образованием и Европейской кредитно-трансфертной накопительной системой (ЕКТС), а также Национальной рамкой квалификаций. Напомним, что ЕКТС функционирует в рамках Болонского процесса и используется в Европе для присвоения, признания и подтверждения квалификаций. Для этого в украинском законе введено понятие кредита ЕКТС (единицы измерения объема учебной нагрузки студента) и прописано, сколько кредитов должен набрать учащийся для получения той или иной степени. В частности, будущий бакалавр должен прослушать ряд курсов, эквивалентных 180–240 кредитам, будущий магистр — 90–120. Что касается рамки квалификаций, то в законе указывается, какая степень и какому уровню квалификации соответствует. К примеру, бакалавр — шестому, магистр — седьмому. Реализация этой системы, наконец, упростит академическую и трудовую мобильность. Информация о перечне предметов, которые прослушал студент, оценки по ним и число кредитов ЕКТС будут представлены в приложении европейского образца к диплому. Поэтому украинские степени и квалификации теперь будут лучше распознаваться зарубежными учебными заведениями и работодателями.

Еще один поворотный момент для образовательной системы — укрепление роли внешнего независимого оценивания знаний (ВНО) при поступлении в высшие учебные заведения. Несмотря на то что по результатам тестов абитуриенты поступают в вузы в течение уже более пяти лет, в старом законе такой механизм не был прописан. Это оставляло Министерства образования и науки (МОН) широкое поле действий. С его подачи роль ВНО при поступлении можно было легко нивелировать, добавляя новые льготные категории абитуриентов, увеличивая баллы школьного аттестата или вовсе заменяя тесты вступительными экзаменами. Новый закон расставил все точки над «и» в этом вопросе. Отныне поступить в вуз можно только по сертификатам ВНО. Конкурсный балл абитуриента будет состоять из суммы баллов сертификатов ВНО, а также среднего балла аттестата, роль которого уменьшена. Если раньше за аттестат можно было получить двести баллов, то теперь не больше шестидесяти.

Своеобразным Рубиконом является предоставление академической автономии высшим учебным заведениям. Новый закон дает университетам возможность самостоятельно формировать программы обучения своих студентов. До этого все программы утверждались в Минобразования, и вузам приходилось строго их придерживаться. Теперь руководство вуза может менять их по собственной инициативе. Например, добавлять или убирать предметы на том или ином году обучения, внедрять авторские курсы и т.д. Кроме того, вузы получили больше прав на разработку научных программ, которые будут способствовать раскрытию исследовательского потенциала учебного заведения. Специализированные ученые советы университетов также получили право самостоятельно присуждать научные степени. Ученые советы также смогут принимать решение о признании иностранных дипломов, то есть нострифицировать их. Благодаря этому университеты получат возможность привлекать иностранных специалистов и принимать студентов, которые учились за границей.

Еще до принятия нового Закона «О высшем образовании» университетам предоставили право выбирать, по каким учебникам должны учиться их студенты. Минобразования отменило своим приказом грифование пособий для высших учебных заведений. Это означает, что зеленый свет на издание учебников для студентов теперь дают ученые советы вузов или академических учреждений, под эгидой которых книги, как правило, и пишутся.

Сдвинулось с мертвой точки отечественное инклюзивное образование. В Украине насчитывается более ста тысяч детей с особыми потребностями и, как следствие, с ограниченными возможностями для обучения. С каждым годом их число растет. Если в 2012 году в дошкольных учебных заведениях насчитывалось 7900 детей с особыми потребностями, то в 2013-м — уже 8500. Чтобы они могли учиться вместе со сверстниками, сегодня готовится целый пакет реформ. Минобразования вместе с Национальной академией педагогических наук Украины разработало проект нового положения о психологических и медико-педагогических консультациях, который будет принят в ближайшее время. Благодаря этому документу решающее слово при выборе учебного заведения останется исключительно за родителями, а не консультациями, которые могли направить ребенка, например, в интернат.

Расширение прав родителей при выборе места обучения ребенка означает, что украинским школам придется в сжатые сроки пересматривать привычные методы работы. Несмотря на различные региональные программы, которые ранее инициировало МОН и поддерживал Всеукраинский фонд «Шаг за шагом», лишь 13% украинских школ действительно готовы принимать детей с нарушениями психофизического развития. Остальным учебным заведениям, хотят они того или нет, придется заняться архитектурной адаптацией учебных заведений (установкой пандусов и лифтов, дополнительных туалетов и т.д.), отправкой учителей на курсы спецподготовки. А также проводить активную работу по изменению отношения педагогов, детей и родителей к самому процессу обучения «особых» учеников, чтобы не допустить конфликтных ситуаций в течение учебного процесса.

Источник фото: PHL

Информация по темам: образование, МОН, закон, реформа, ВУЗ, школа

19363
комментарии powered by Disqus

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
Погода
Погода в Луганске

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
 

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   Copyright © 2015 «Комментарии:», все права защищены

Система Orphus