ДОНБАСС

false

Председатель Луганского областного теротделения Антимонопольного комитета Украины  Валентин Шапка утверждает, что в минувшем году конкурентное законодательство нарушали в основном монополисты. Сотрудники его ведомства выявили сговоры предпринимателей на ряде рынков. Об этом и многом другом рассказал Валентин Шапка в интервью Луганск-proUA.

- Валентин Григорьевич, для начала расскажите об итогах минувшего года.

- За 2007 год выявлено и прекращено 152 нарушения конкурентного законодательства. Возмещено 507,6 тыс. грн. ущерба, нанесенного гражданам и субъектам хозяйствования противоправными действиями монополистов. За нарушение законодательства о защите экономической конкуренции привлечено к финансовой ответственности 25 субъектов хозяйствования на сумму 111,3 тыс. грн. Общий финансовый результат работы с учетом проведенных перерасчетов за непредоставленные или некачественные жилищно-коммунальные услуги, составил более 20,3 млн. грн.

- В чем особенность нарушений, выявленных в 2007 году?   

- При том, что количество заявлений граждан или юридических лиц о нарушениях растет с каждым годом, снижается количество явных, видных с первого взгляда нарушений, а структура выявленных нарушений почти не изменяется. В 2007 году, как и в предыдущие годы, преобладали нарушения в виде злоупотребления монопольным положением, составившие более половины всех прекращенных нарушений.

Наиболее характерными видами нарушений монополистов были применение дискриминационных и монопольно высоких цен, навязывание потребителям ненужных услуг, не относящихся к предмету договора, а также частичный или полный отказ в предоставлении услуг.

- Приведите конкретные примеры.

- Начнем с такого примера – неправомерный отказ в поставке электроэнергии «Луганским энергетическим объединением» другому поставщику электроэнергии, который работает по нерегулируемым тарифам. Есть, например, донецкое, киевское частные предприятия,  которые обращаются и просят: давайте мы заключим договор – мы хотим вашим предприятиям поставлять электроэнергию. Но «ЛЭО» всеми способами (особенно если их потребитель – финансово устойчивое предприятие, хорошо работает) не хочет уступить. В данном случае  монополист (только у него есть провода) не пускает на рынок конкурента, не заключает договор на транспортировку.

Кроме этого, в отношении «ЛЭО» были выявлены и нарушения правил поставки электроэнергии. Согласно процедурам, объединение сначала должно составить акт на нарушителя, довести до сведения потребителя:  или вы устраняете нарушение в установленный срок, возмещаете  ущерб – нормально, если нет – …бывают случаи отключения с нарушением норм. Да, он нарушитель. Но есть закон.

«ЛЭО» - одно из предприятий, которые мы наиболее часто привлекали – 4 раза.

- Какие еще предприятия среди «злостных» нарушителей?

- К сожалению, естественные монополии были, есть и будут долго у нас в поле зрения.  У них есть возможность воздействовать незаконным образом на рынок, а когда есть эта возможность – ее и пытаются использовать. Это предприятия, поставляющие воду, тепло, электроэнергию и газ.

Например,  «Лугансквода». В случае поломки общедомового водомера, по правилам, в течение двух месяцев должен устранить поломку тот, на чьем балансе находится прибор (в данном случае водоснабжающего предприятия). При этом пока устраняется поломка  выставляются к оплате усредненные показатели счетчика за предыдущие 6 месяцев. Что делает водоканал – счетчик не ремонтирует и по истечении двух месяцев выставляет оплату по норме (и потребители платят в 1,5 раза больше).

Или проблема вообще неоказания услуг. К примеру, в этом году начали отопительный сезон позже в большинстве случаев. Это можно понять. Но местные власти в одних случаях приняли решение, что при определенных температурных режимах могут тепловики позже начать отопительный сезон, другие не приняли. Вот если не приняли, то сезон должен начаться – с 15 числа. Есть случаи, когда начали с 18 числа, а написали, что с 15. В этом случае надо делать перерасчет обязательно.

Вообще же, большинство выявленных нарушений связаны с ЖКХ.

- Допускали ли серьезные нарушения не природные монополисты?

- Да, есть такие – например, предприятия БТИ, которые получают монопольное положение путем предоставления им исключительных прав. Нормативными документами им предоставлено исключительное право оформлять документы на право собственности и вести реестр. В Луганском БТИ мы выявили ряд необоснованных взысканий с потребителей при  выполнении услуг по извлечению из реестра прав собственности на недвижимое имущество. Они вместо того, чтобы сами (бесплатно для потребителя) выполнять часть работ, заставляли людей писать в заявлении о необходимости выполнения работ за свой счет.

Больницы тоже не принадлежат к числу предприятий естественной монополии. Но у районных больниц есть исключительное право на проведение медосмотров (для получения водительских прав, разрешения на ношение оружия, для работников общепита). Ряд райбольниц (около 10) завышали стоимость этих услуг – или неправильное нормирование было (врач тратит 20 минут, а писали 2 часа), или должны осматривать 3-4 врача (тех, кто получает разрешение на ношение оружия), а включали туда большой круг медработников, естественно, закладывали в тарифы их зарплату.

- Одно из направлений Вашей деятельности – прекращение антиконкурентых действий местных органов власти.  Улучшилась ли ситуация в этом направлении?

- Во всех развитых странах органы власти вообще не должны нарушать, а следить за тем, чтобы другие не нарушали. А у нас же еще пока есть статья, в каких случаях действия власти являются нарушением конкурентного права. Некоторые тенденции по улучшению создания условий развития предпринимательства наблюдается.

Но, к  сожалению, в прошлом году вторым по распространенности видом нарушений в Луганской области были именно антиконкурентные действия органов власти и местного самоуправления. Как показывает практика, наиболее часто такие нарушения касаются несогласования с антимонопольными органами проектов решений, которые могут повлиять на конкурентные отношения. В прошлом году несоблюдение требований было выявлено в Лисичанском, Свердловском, Стахановском, Рубежанском горисполкомах, Славяносербской и Станично-Луганской райадминистрациях.  Конкретный пример нарушений – включение в состав комиссии по проведению конкурса на право осуществления перевозок пассажиров общественным транспортом представителя крупного транспортного предприятия.

- Особое внимание антимонопольные органы уделяли рынку ГСМ. Как соблюдается законодательство в этом сегменте рынка? 

- Мониторинг этого рынка проводим уже несколько лет подряд. Как только начинается рост цен, усиливаем контроль.  Рынок стал достаточно конкурентным. Но  практически каждый год  выявляем необоснованное повышение цен. Сейчас пошли нарушения – согласованные действия по синхронному повышению цен, причем не подтвержденному затратным механизмом. У каждого свои затраты, свои амортизационные отчисления, и они одновременно поднимают цену до одного уровня. Мы проверяем – у одного торговая надбавка стала 15%, у другого – 8%. Ну явно, что они договорились. Или если нет подтверждения, что договорились, то они отслеживали ситуацию и подогнали цены так, чтобы друг другу не мешать и устранять между собой конкуренцию. Это является нарушением конкурентного права.

- И сильно подобные нарушения повлияли на рынок?

- Подобные нарушения были выявлены в Рубежном и Стаханове (сейчас доказываем их). В этих городах за нарушителями более 50% рынка, то есть они могут реально воздействовать на остальных участников.

Кстати, эти нарушения достаточно трудно доказуемы. Даже если все будет «на блюдечке с голубой каемочкой», то, только соблюдая сроки по процедурам, мы должны потратить не менее 45 дней. А если еще запросы в другие организации, ведомства – растягивается на несколько месяцев.  С одной стороны это плохо, с другой – до минимума сводит наши ошибки.

 - Где еще выявлены сговоры субъектов хозяйствования? 

- В прошлом году наше отделение прекратило неправомерные действия пассажирских перевозчиков в Ровеньках. Синхронно нарушив законодательство, группа перевозчиков получила ряд преимуществ по сравнению с другими.

Три предпринимателя, торгующих пивом «Оболонь», распределили рынок реализации между собой, чем нанесли серьезный ущерб конкуренции на этом рынке. Такие действия четко определяются как антиконкурентные согласованные.

- Валентин Григорьевич, суммы штрафов, накладываемых комитетом, достаточно низкие. Не воспринимаете ли  Вы это, как сдерживающий фактор в Вашей работе?

- Мы не относимся к фискальным органам, мы относимся к контролирующим. И главная задача – выявить нарушение, пресечь, а если нанесен ущерб – обязать, чтобы его возместили. В случае незначительного нарушения, если нанесен малый ущерб и субъект хозяйствования признает нарушение и устраняет его, то вообще не привлекается к финансовой ответственности. При этом у антимонопольных органов есть право за серьезные нарушение привлекать к финансовой ответственности в размере 10% от выручки за предшествующий год, по некоторым – и 1%. Есть своя градация. Но наша задача не пополнить казну штрафами, а не допустить нарушения, если допущены – устранить их.

- А задача – наказать предпринимателя так, чтобы в дальнейшем ему не захотелось нарушать?

- Законодательством  специально ограничены штрафы, чтобы не было материальной заинтересованности. И здесь еще нужно понимать такой подход, что любой потребитель будет испытывать потом наложенные штрафы на себе. Хорошо это? Или лучше, чтобы предприятие прекратило нарушение, возместило ущерб и не повышало неправомерно цены дальше, не отыгрывалось на потребителях?

- Какие основные задачи стоят перед отделением на 2008 год?

- Этот год один из немногих неординарных. Вы знаете, что у нас могут быть изменения в руководстве нашего Комитета. Что касается приоритетных направлений, работаем пока по тем, которые были определены центральным аппаратом. Это, прежде всего, недопущение недобросовестной конкуренции, выявление, пресечение антиконкурентных согласованных действий субъектов хозяйствования и, в первую очередь, на социально значимых рынках: тот же рынок ГСМ, рынок жилищно-коммунальных услуг, рынок ряда продовольственных товаров. Приоритеты пока эти. Изменятся ли они, сейчас сказать трудно. Подведение итогов и задачи на следующий год Комитетом еще не рассматривались. Это запланировано на февраль.
3743
комментарии powered by Disqus

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине

Последние новости

17:44

Геращенко рассказала о сложностях минских переговоров по заложникам

17:36

В Белокуракино после столкновения авто пострадали пешеходы

17:17

Музей предлагает жителям Луганщины принять участие во флешмобе

17:00

На Донетчине пассажирский микроавтобус врезался в столб

16:39

Губернатор Донетчины рассказал о странных отношениях с министром по вопросам временно оккупированных территорий и ВПЛ

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
 

   Copyright © 2015 «Комментарии:», все права защищены

Система Orphus