ДОНБАСС

false

Эльвира Михайленко: «Вопросы к тепловикам не у меня, а у экономики» Вице-мэр о тарифах, неучтенных потерях и политических задачах

0

Повышение тарифов – непопулярная мера. Городская власть удержала их в прошлом году, но теперь, похоже, цифры в платежках вырастут. В мэрии по-прежнему считают одной из главных проблем ГКП «Теплокоммунэнерго» неплатежи. Однако сегодня заместитель городского головы по экономике Эльвира Михайленко говорит и о том, насколько эффективно работает руководство предприятия

Тепловики потери не считают

– Из чего складывается тариф, по которому мы платим за тепло, Эльвира Леонидовна?

– В основе – реальная себестоимость производства тепла. Горожане платят только эту сумму. Основная составляющая здесь – цена газа, затем идет электроэнергия, затем вода, зарплата, вспомогательные материалы – на обслуживание котельных. Для бюджетных организаций и прочих потребителей в тариф закладывается еще и рентабельность, не больше 10% по закону. Мы эту норму выдерживаем. Населению мы тоже можем по закону поставить рентабельность, но мы не сделали этого.

– Сколько газа необходимо городу, чтобы он не замерз?

– В январе мы купили 33 миллиона кубометров газа, на 26 миллионов гривен. Но я экономист, а экономисту расчетные данные дают технологи «Теплокоммунэнерго».

– Год назад вы говорили о том, что муниципальный заем будет направлен на энергосберегающие технологии в «Теплокоммунэнерго». Что сделано на эти деньги?

– Мы потратили эти средства на приборы учета. Мы оборудовали теплосчетчиками ряд жилых домов и бюджетных организаций. Я разговаривала и с директорами школ, и с главными врачами больниц – идет реальная экономия. Это один из путей упорядочения тарифа.

– После установки теплосчетчиков станет понятно, сколько тепловой энергии теряется по пути от котельной до потребителя?

– Я не люблю говорить «так будет». Я скажу: появится возможность это сделать. По воде у нас в городе существует формула расчета, где заложены потери – их уже все знают, это 52%…

 - Что ненормально.

– Согласна, ненормально. Но там хотя бы есть формула расчета таких потерь. Когда я общалась с экономистами «Теплокоммунэнерго», когда мы пытались привести экономику предприятия в какой-то порядок, для меня было совершенно непонятно: почему же мы не можем посчитать потери с теплотрасс? Не можем даже по формуле заложить – сколько? 30 процентов? 70?

Но я бы хотела сказать о другом. На экономику самого ТКЭ и на тарифы для населения самое большое воздействие оказывают неплатежи. Люди не получают услугу, они не платят. А они не платят, и у нас нет возможности обновить оборудование. И, соответственно, люди не могут получить услуг. Это замкнутый круг, и мы его не можем сегодня разорвать. И тут нам, если честно сказать, и пресса не очень помогает, потому что она раздувает вопрос по поводу того, что нет услуги. А услуги таки нет. А система 40 лет никем не чинена. И это такой, знаете, гордиев узел, который никак не развяжешь.

Политическая горячая вода

– И выхода нет?

– В чем мы видим выход? 700 домов в городе Луганске не имеют горячей воды. Привести экономику в порядок нам помогут котельные, которые смогут работать на горячую воду летом. Сейчас они работают только зимой на тепло, а так будут работать летом на горячую воду. В этом году мы заложили еще один муниципальный заем под программу «Горячая вода» (это рабочее ее название).

Мы хотели бы, чтобы все наши дома были с горячей водой. Мы знаем, что за горячую воду люди будут платить. И это не только экономическая задача. Это задача политическая: ее решение даст нам уровень доверия к власти. Повысит, во всяком случае.

– Наверно, все-таки больше политиче­ская: большинство людей уже оборудовали квартиры бойлерами.

– Вы абсолютно не правы! Я тоже, много лет живя в уровне среднего бизнеса, считала, что рядовой луганчанин – это мой средний знакомый. К сожалению, это не так. Я вам скажу по кварталу Гаевого и по кварталу Шевченко. В тех домах, где нет горячей воды, и которые мы посчитали, бойлеров стоит приблизительно 10%. Большинство людей, которые живут без горячей воды – это пенсионеры, ветераны, малообеспеченные семьи. Такой пример. В 14-й школе из 400 с лишним детей 70 – это дети матерей-одиночек. Вы прекрасно должны понимать, что ни одна из них бойлер себе не поставит. Поверьте мне.

– Неплатежи связаны, мне кажется, не столько с отсутствием услуги, сколько с непрозрачностью тарифов «Теплокоммунэнерго». Люди не понимают, на что тратят их деньги.

– Непрозрачность «Теплоком­мунэнерго» – и да, и нет. Я понимаю горожан как потребитель. Они хотят уяснить, почему это стоит 4,56, почему это – 5,30, а это – 6,60… Я понимаю, что они хотят знать, но рассказать это очень сложно. Экономика – это отдельная специальность, отдельная профессия. Лично я как экономист не все понимаю в техпроцессе. Есть понятие техкарты, технологического раскроя… Это уже вопрос доверия – доверия к производителю услуги.

И знаете что, интересная закономерность. Определенный процент людей не платил и по старым тарифам. При старых тарифах и при новых платит приблизительно одинаковое количество людей.

Я бы сказала так. То, что люди не могут понять природу тарифа – это одна сложность. В «Теплокоммунэнерго» нет людей, которые могли бы популярно это объяснить. С горожанами нужно работать – выйти во дворы и объяснять. А вторая – может быть, мы слишком лояльны.

– Я думаю, если к людям придут объяснять, почему нужно платить, они тут же скажут: «У нас в подвале пятый год течет горячая вода, и трубы никто не чинит». Люди чувствуют свою моральную правоту, когда не платят.

– Субъективный фактор – это важно. Нужно делать все, чтобы «не текло» хотя бы через неделю после жалобы. Тогда люди из этого дома поверят «Теплокоммунэнерго», человек придет на свой завод, в фирму и скажет товарищам: «Мы собрали собрание, и нам починили трубы». Этот фактор должен работать, иначе все бессмысленно.

А потери есть, и есть вопросы к менеджменту «Теплокоммунэнерго», который, к сожалению, в моем представлении не очень эффективен. И не только в моем – бюджетная комиссия тоже такие выводы делала. Есть сложности в управлении компании.

«Мы не должны ходить за директором с сопливчиком»

– Вы говорите, что горожане должны поверить «Теплокоммунэнерго». Но к техпроцессам и техкартам тепловиков должно быть доверие и у руководства города.

– Я давно взяла себе за правило: если не могу доказать иного, то пока – верю. Была очень жесткая работа по «Теплокоммунэнерго», были разногласия. Мы их выносили и на комиссию. Вопросы к этому предприятию – не у меня, а у экономики.

«Теплокоммунэнерго» – одно из самых проблемных предприятий города. Оно проблемное по всем вопросам. Но это наше, коммунальное предприятие, и мы должны его как-то вытаскивать.

– Городская власть, насколько я понимаю, должна управлять предприятием через назначение ключевой фигуры – руководителя.

– Я как человек абсолютно производственный понимаю: чтобы в любом вопросе разобраться, нужно заниматься им не один год. Понять, где потери, где резервы, где что-то не учтено. Этого не могут знать руководители города. Для этого существует руководитель городского коммунального предприятия. И безусловно, директор должен работать для повышения эффективности. Это – только его вопрос.

Так же, как в жилищно-коммунальных предприятиях. Одно работает без убытков, к нему нет вопросов, нам не приходится бегать за руководителем с сопливчиком. А есть неэффективные директора. Да, кадры решают все, и это объективно.

– Сейчас «Теплокоммунэнерго» проверяет госинспекция по энергосбережению. Это может быть полезно для города как аудит?

– Аудиторов приглашают для того, чтобы свежим взглядом осмотреть, все ли делается правильно на предприятии. Чтобы руководитель видел, в правильном ли направлении он двигается. А проверка чаще всего – для наказания. Да, инспекция может указать на недоработки, это будет помощью. Но если инспектора пришли только для того, чтобы взыскать штрафы, то эти штрафы лягут на плечи горожан.
2890
комментарии powered by Disqus

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине

Последние новости

12:36

За «референдум «ЛНР» в Северодонецке украинцу грозит до 10 лет тюрьмы

12:15

Полиция Донетчины переходит на усиленный вариант несения службы

11:47

На Луганщине помогли детям, каждый день ходившим в школу через линию фронта (ВИДЕО)

11:26

Очевидцы рассказали, на каком КПВВ сегодня быстро пропускают очереди

11:02

В зоне АТО погиб военный

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
 

   Copyright © 2015 «Комментарии:», все права защищены

Система Orphus