ДОНБАСС

false

Блеск и нищета луганчанок

0

Сергей СОРОКИН считает себя «интеллектуальным хулиганом» (термин принадлежит известным советским фантастам братьям Стругацким) и любит цитировать другое утверждение этих авторов: «Чертовски трудно думать, держась правой рукой за левое ухо». А от себя добавляет: «Зато интересно». Так ли это, судить читателям.

Хорошее советским не назовут?

Автор хочет извиниться перед жительницами областного центра за несколько вольное толкование слова «луганчанки» в заголовке этих заметок. Речь пойдет не о женщинах, а об улицах Луганска. Каковые улицы, как слово тоже женского рода, а по возрасту многие из них постарше наших землячек будут.

Поводом к написанию послужила проблема движения по улице Советской и аварийное состояние путепровода между остановками «Пархоменко» и «ул. Чапаева». Но за заголовок этой главки перед коммунистами извиняться не буду. Если они внимательно изучали своего учителя В.И. Ленина, то должны знать, что его действительно нужная и своевременная статья «Лучше меньше, да лучше» появилась после весьма поучительного эпизода. Ленин ехал отдохнуть в Горки. Машина остановилась перед хлипким мостиком через небольшую речушку. Ильич спросил местного крестьянина, выдержит ли мостик автомобиль, и услышал в ответ:

— Не знаю сынок. При Советах строили.

Вождь разразился гневной статьей, которую в советские времена старательно конспектировали школьники, студенты и аспиранты. По иронии судьбы автора той статьи так и не услышали его же последователи. Когда во времена недоброй памяти Перестройки в области начался демонтаж памятников и бюстов вождя мирового пролетариата (да-да, не после 1991-го по «проискам» демократов, а еще при коммунистах), то причина была не в идеологии, а в качестве памятников. Материал, из которого их штамповали, не выдерживал нашего донбасского климата более 15-20 лет. И стояли перед сельсоветами и шахтами, заводами и фабриками потрескавшиеся вожди с отвалившимися руками и ушами, провалившимися, как при интересной болезни, носами.

При всем своем нынешнем антикоммунизме совершенно искренне считаю гранитный памятник Ленину в московском Кремле произведением искусства и прекрасной работой талантливого скульптора, а тысячи гипсовых Ильичей, натыканных в советские времена где ни попадя, с рукой, указывающей то на кладбище, то на общественный туалет («Верной дорогой идете, товарищи!») – издевательством над тем же Ульяновым (Лениным), к которому совершенно непричастны демократы и которое целиком и полностью на совести коммунистов – верных последователей Ильича.

Не менее глупо винить сейчас регионала и луганского мэра Сергея КРАВЧЕНКО в аварийном состоянии путепровода по ул. Советской. Помнится, много лет и несколько мэров назад, автор, тогда еще не разменявший шестой десяток, провожал через данный путепровод молодую женщину. Дело было поздним вечером, и пару раз моя спутница едва не сломала ноги. Дело не в высоких каблуках, а в дырах на пешеходных дорожках, через которые тускло просвечивали в лунном свете железнодорожные рельсы на несколько метров ниже путепровода. Партии регионов, как бы я к ней ни относился, тогда не было и в проекте. Сергей Кравченко еще служил в армии, а мэром Луганска был очень симпатичный мне молодой политик, завещавший быть похороненным в украинском национальном флаге. Но и его винить глупо. «При Советах строили».

В 1960-м. И с тех пор ни разу не ремонтировали. Еще в 1992 году профессионалы из днепропетровского специализированного предприятия «Мост-Сервис» признали путепровод между остановками «Пархоменко» и «ул. Чапаева» аварийным. А сейчас, 16 лет спустя, по нему не то что современному транспорту, но даже тачанкам и легкой коннице тех же Пархоменко и Чапаева без опаски не пройти. Вот только не на тачанках, на «Камазах» и «Кразах», «Икарусах» и прочих «Богданах» ездим. Рискуем. Недавно вон целая плита из проезжей части вниз провалилась. А что вы хотите — «при Советах строили». И ни разу не ремонтировали за 48 лет. Так что не надо искать виноватых в нынешнем горисполкоме. Это все равно, что обвинить современный муниципалитет итальянского города Пиза за то, что у них, видите ли, башня в центре города падает. Та самая, знаменитая.

Музыка, застывшая в камне

Не помню сейчас, кто так назвал архитектуру. Но лучше не скажешь. Вот только как в музыке есть и Чайковский, и хеви-метал, и частушки под балалайку, так и в архитектуре помимо гранита, мрамора и бетона есть и «гипсовые Ильичи». Есть живущее и радующее глаз веками. И есть «бабочки-однодневки», умирающие раньше своих «создателей». Ох, прав был Владимир Ильич: «Лучше меньше, да лучше».

Сейчас по просьбе городских властей Луганска народный депутат регионал Александр ЕФРЕМОВ лоббирует в Киеве выделение из госбюджета 37 млн. грн. на ремонт путепровода. Это не решение проблемы, считает заместитель начальника городского ЖКХ Александр Гребенюк. Нужно миллионов 200 на расширение путепровода, создание возле рынка Пархоменко транспортной развязки, чтобы машины, идущие со стороны железнодорожного вокзала, не мешали движению по улице Советской.

Выбьет Ефремов эти деньги в Киеве – честь ему и хвала. Вот только лет через 10 об этом и не вспомнят. Забудется, как евроремонт мужского туалета в облгосадминистрации к приезду тогдашнего президента Украины Леонида Кучмы (без супруги, почему женский туалет так и не отремонтировали). Забудется, как и то, что скульптуру Божьей матери на улице Советской звали «ефремовской».

Тот же Ефремов себе памятник уже соорудил – воздушный, устремленный ввысь храм Александра Невского неподалеку от Восточноукраинского национального университета. Ни куда более дорогой Свято-Владимирский собор, ни какая другая церковь города так не радует глаз. Не знаю почему. Не знаток я православной архитектуры. Но красиво.

На одной из своих пресс-конференций тогдашний мэр, а в последствии — губернатор по квоте БЮТа Алексей ДАНИЛОВ рассказал о совете бывшего первого секретаря обкома КПУ Владимира ШЕВЧЕНКО: «Хочешь, чтобы о тебе помнили, – строй». Старый коммунистический аппаратчик знал, что говорил. Кто сейчас помнит статью в «Правде» о незаконном аресте журналиста, или закрытое постановление ЦК об отдыхе партийного руководства области с артистками филармонии? А вот центр Луганска, цирк и стадион «Авангард», десятки других красивых зданий – вот он, памятник Шевченко. Данилов настоял, и старый коммунист стал Почетным гражданином Луганска. Правда, подаренную от города «Таврию» Шевченко не принял. Передарил детскому дому.

Алексей Данилов к совету старого зубра прислушался. И строил. Как и за счет чего — другой вопрос. Но приезжающие ко мне в гости коллеги и из молодого Донецка, и из старых Киева, Львова, Одессы, которым я показывал Луганск, в восхищении останавливались у здания кукольного театра на пересечении улиц Оборонной и Коцюбинского и ошарашенно спрашивали: «У вас так строят? Сейчас?».

Вот он – памятник Данилову, как храм Александра Невского – памятник Ефремову.

Ирония судьбы, но и Шевченко и Данилова сняли вовсе не за то, в чем их официально обвиняли. Шевченко не простили не то, о чем писали в «Правде» или в закрытых постановлениях ЦК, а чемпионского титула ворошиловградской «Зари» в 1972 году. И ее выступления под видом сборной СССР на турнире, посвященном независимости Бразилии. Пока большая сборная большой страны благополучно пролетала в чемпионате Европы по футболу, «Заря», усиленная тремя московскими футболистами, весьма достойно выступила в Рио-де-Жанейро.

Причем сама «Заря» без москвичей отомстила уругвайцам за проигрыш сборной СССР на чемпионате мира, и весьма достойно (0:1) проиграла королям футбола бразильцам на их поле. А сразу после турнира — перелет через половину планеты в Москву. И без отдыха и акклиматизации – разгром столичного «Торпедо» 4:2. Вот подлинная причина отставки Шевченко. Мало того, что «какой-то Ворошиловград» посмел в партийном спорте (так тогда называли футбол) сравниться с Москвой, Киевом, Тбилиси и Ереваном, так он еще и сборной СССР нос утер. Да и Данилова сняли с области не за просчеты и ошибки (у кого их нет?), а за портрет Юлии Тимошенко в кабинете губернатора, не снятый после распада первой «оранжевой» коалиции.

Что-то, воля ваша, есть и в ленинском «Лучше меньше, да лучше», и в шевченковском «Строй!». И многие издержки «музыки, застывшей в камне» со временем не важны. Помним, конечно, из школьного учебника, что при строительстве одной только пирамиды Хеопса погибло более 100 тысяч человек. А миллионы людей вот уже тысячи лет восхищаются египетскими пирамидами. Но дело даже не в этом. Историки знают историю «покорения» Древним Египтом лежащей южнее его Нубии.

Нубийское посольство не впечатлили ни богатства фараонов, ни мощь египетских войск: «У нас золота и воинов не меньше», — гордо отвечали они. Но когда им показали пирамиды… Бессмысленные, вроде бы строения… Нубия без войны (!) признала зависимость от Египта и стала платить дань. Несколько веков южная граница Египта охранялась не войсками, а страхом перед народом, который может такое. Несколько веков  без войны, разрушений и смертей. Как знать, не окупили ли они жизни тех египтян и рабов, которые погибли на строительстве пирамид?..

На Руси есть две беды: дураки и дороги

Но вернемся к нашим, гм, нашему путепроводу и улице Советской. Пока регионал Ефремов выбивает у Киева 37 миллионов, Государственная служба автомобильных дорог в Луганской области в лице заместителя начальника по эксплуатации автодорог облавтодора Евгения КРЮКОВА, которой сегодня принадлежит пресловутый путепровод, готовится до июля освоить здесь на ремонтные работы 24 миллиона гривен, уже выделенных Госбюджетом. Путепровод передан этой организации как часть трассы национального значения «Старобельск – Луганск – Донецк».

Подрядчик работ — одна фирма из Горловки (Донецкая область). Это к сведению не очень умных людей, считающих, что за все в городе горисполком с мэром отвечают. У нас, увы, действует Закон Украины «О местном самоуправлении» и другие современные законодательные акты, а не «магдебургское право», при котором успели пожить более древние Киев и Львов. Действуй оно сейчас, все областные и национальные учреждения платили бы деньги в городской бюджет за нахождение своих объектов на территории Луганска. Точно так, как Администрация Президента, Кабмин, все министерства, Верховная Рада платили бы в городской бюджет Киева за свое право находиться на территории столицы. Трудно поверить, но так было в Киеве и Львове, когда эти города входили в состав Речи Посполитой.

Увы, сегодня мы живем не в те времена и по принципу перевернутой египетской пирамиды. Когда почти все, что заработано на местах, уходит «наверх» и там кем-то по каким-то неведомым принципам перераспределяется. И остается только надеяться, что наши представители в центре сумеют «пролоббировать» там интересы своего региона и нам вернут часть наших денег. Милостиво позволив их истратить на те же дороги. Которые, по определению классика, наряду с дураками и есть две наши главные беды.

Кстати, о дорогах. Лет через 10 после того, как Наполеон Бонапарт умер на острове Святой Елены, император Австро-Венгрии, путешествуя по своей стране в карете, обратился к свите с вопросом:

— Кто строил эту прекрасную дорогу?

— Узурпатор (Наполеон, — С. С.) в те времена, когда он завоевал эту область у Вашего императорского высочества, — ответил один из придворных.

— Мне остается пожалеть, что он на время не завоевал у меня всю империю. Тогда бы я мог путешествовать по своей стране, не рискуя свернуть шею, — задумчиво проговорил монарх.

…Несколько дней назад, во время командировки в Западную Украину, у меня образовалось «окно». Почти сутки свободного времени до самолета Львов—Киев—Луганск. Местный журналист показывал мне старый Львов. Дорожное покрытие на некоторых улицах имело возраст 300-400 лет.  Оно было в прекрасном состоянии. И ни разу за это время не ремонтировалось. Хотя помнило не только крестьянские телеги и панские кареты, но и гусеницы фашистских и советских танков. «Когда и кто это строил?» – поинтересовался я у коллеги.

– Городские власти во времена магдебургского права.

Свои публикации люблю обдумывать, бродя по улицам Луганска. Так получилось, что вскоре после той командировки, размышляя над очередной статьей, забрел в район ДК им. Ленина. И дальше, к старому центру, пошел не по ул. Фрунзе, где трамвайные пути, не по параллельной улице ниже, где ходят маршрутки, а еще на одну улицу ниже. Не помню сейчас ее названия. Справа — забор завода имени Ленина, слева — частный сектор. А дорога… Больше всего меня поразила залатанная свежим асфальтом яма. Посреди нее, наполовину закатанное в асфальт, торчало… колесо от «Жигулей». А латка свежая. Явно не «при Советах делали».

Вспомнил, что участок дороги от городка завода ОР до квартала Молодежного в прошлом году асфальтировали дважды. Не потому, что ремонт надо было делать (а его надо было делать!). А к ожидаемому приезду Президента. Глава державы задержался с визитом, и дорогу пришлось ремонтировать снова. Не на века, а к приезду. Дня на три. Пока глава державы в области. Как тот мужской туалет в облгосадминистрации. Ожидался бы лидер страны с супругой, так и женский бы отремонтировали.

Постоял я возле того колеса от «Жигулей». Посмотрел назад — ДК имени Ленина. Посмотрел вправо — завод имени Ленина. Пнул колесо ногой. Сплюнул на свежий асфальт. И побрел… в сторону улицы имени… Ленина. Ох, не услышали, не поняли старика. Ведь прав, прав был он! Если не для начальства, не для показухи, а для себя. А то и для праправнуков, как во Львове, так ведь, действительно, лучше меньше, да лучше.
15615
комментарии powered by Disqus

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине

Последние новости

17:38

Новопсковский отдел полиции получил нового начальника

17:17

Переселенцам предлагают пройти бесплатные оnline-курсы английского

16:58

Чиновники РГА на Донетчине присвоили 1 млн. грн. - СБУ

16:34

Гарбуз примет участие в телемосте между городами восточной и западной Укрраины

16:10

Дончанка подделывала справки переселенцев штампами, заказанными через интеренет

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
 

   Copyright © 2015 «Комментарии:», все права защищены

Система Orphus