ДОНБАСС

Виталий Курило: Про букву «п» и новый иммунитет

0

Луганский национальный педагогический университет имени Тараса Шевченко преобразован в классический вуз. Букву «П» из знакомой аббревиатуры (ЛНПУ) убрали Министерство образования и науки, Кабмин и Президент Украины в апреле этого года. Тем самым создан прецедент в отечественной сфере образования: Луганск – единственный город в Украине, где действуют два классических университета.

О том, как вуз прошел путь от регионального института до самой высшей академической ступени – национального университета рассказал президент ЛНУ имени Тараса Шевченко Виталий Курило.

– Виталий Семенович, университет, который вы возглавляете уже более 10 лет, признан классическим. Что это принесет вузу, коллективу, студентам?

– Фактически это новый статус, новая ступенька совершенства, которую мы преодолели. Это была одна из главных задач, записанная в миссии университета. И мы смогли ее выполнить. Вуз уже давно вырос из узкопрофильности. Кроме 20 существующих в Украине педагогических специальностей, мы готовим специалистов еще по 80 с лишним направлениям. Художников, экологов, психологов, журналистов, профессиональных спортсменов, музыкантов, IT-специалистов… Множество отраслей!

ЛНУ как и всякий классический вуз – широкопрофильный. А это дает значительно больше возможностей как студенту (например, при трудоустройстве), так и ученому.

Естественно, на следующий день после постановления Кабмина каких-то глобальных изменений не произойдет. Необходимо время. Через несколько лет мы сможем говорить об ощутимых и значительных результатах.

Важно, что университет не отстает от мировых тенденций в образовании и науке. Во всем мире идет мощнейшая глобализация. Выживают более крупные структуры, более адаптированные. И это связано прежде всего с научно-техническим прогрессом. Положение вещей сегодня в сфере образования таково, что узкопрофильные учебные заведения исчезают либо растворяются в больших вузах. Конкурировать в таких условиях довольно непросто.

Широкопрофильный университет, на кафедрах которого сосредоточены лучшие специалисты в самых различных сферах, может обеспечить высококлассную подготовку в любом направлении. Агрария, медика, учителя можно подготовить намного лучше, если с ним работают ведущие ученые в области философии, экономики, психологии, IT-специалисты. Объединение ученых различных кафедр и направлений дает возможность намного эффективнее развивать научную мысль. Отмечу, что в современных условиях самые резонансные открытия делаются как раз на стыке наук.

– ЛНУ достиг одной из своих главных целей. Что дальше? Что сегодня станет во главу угла в работе университета?

– Если говорить о каких-то административных шагах в совершенствовании структуры, то мы здесь действительно достигли главного. Но, по сути, пройти очередной этап становления и получить документ – это всего лишь формальная часть. Надо развивать университет. Как именно это делать, будет решать коллектив. Я как руководитель не могу навязывать свое мнение. Будет создана рабочая группа, которая определит задачи и цели университета на ближайшие 10 лет. Я считаю, что главное – работать над повышением качества образования, развивать науку. Мы уже несколько лет как определили для себя научный поиск ключевой составляющей процесса обучения. Студент должен познавать и получать знания, идя научно-исследовательским путем, как это происходит в Европе.

– В Луганске теперь два классических вуза. Не много ли это для региона? Не начнется ли жесткая конкуренция?

– Луганск – единственный город в Украине, в котором действуют сразу два классических университета. Но это в Украине. А в мировой практике – это широко распространенное явление, когда два-три крупных университета расположены по соседству, практически на одном пятаке. Из классических примеров: английские Кембридж и Оксфорд, Бостонский университет и Гарвард в США.

Наличие двух классических университетов в Луганске не привнесет ничего негативного в развитие образования. Думаю, это повлияет только положительно. Луганская область долгие десятилетия (со второй половины ХІХ и почти весь ХХ век) была обделена, ущербна в образовании. Я не говорю о других сферах, а именно об образовании. До революции Луганщина вообще не имела своего университета, после, при советской власти, здесь появились несколько узкопрофильных институтов. И только после обретения Украиной независимости в нашем регионе начало динамично развиваться высшее образование, появились национальные университеты. Сначала Восточноукраинский, созданный на основе машиностроительного, потом мы. Ничего страшного в том, что два вуза получили наивысший статус, нет. Чем больше молодых людей будут получать классическое высшее образование, не выезжая за пределы области, тем быстрее остановится отток молодежи. Это будет способствовать созданию новых рабочих мест. На Луганщине будет расти своя интеллектуальная элита. Это гарантированное процветание нашего края в ближайшие десятилетия.

А что касается конкуренции, то она всегда присутствует. Наличие конкурентной среды только улучшит рынок. В образовании сложились традиции добросовестной конкуренции, и взаимоотношения с ВУНУ были, есть и, уверен, будут оставаться дружескими, партнерскими.

– Тезка Луганского – Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко. Как будут строиться отношения двух вузов?

– Это созвучность названий. Общих экстраординарных проектов мы пока не планируем. Правда, и.о.ректора КНУ Владимир Литвин на одном из заседаний Комитета Верховной Рады Украины шутки ради предложил объединиться. Ну а если серьезно, то наши университеты имеют прекрасные традиции сотрудничества. Думаю, они сохранятся и впредь. Наш вуз в качестве партнера работал практически со всеми отечественными университетами, у нас свыше 100 университетов-партнеров за рубежом. И мы планируем только наращивать объемы сотрудничества. Ведь чем больше мы общаемся с коллегами, чем шире география профессионального общения наших студентов, тем выше качество нашей работы, тем лучше результат. В КНУ защищается много наших преподавателей. Это часть того значимого для любого вуза механизма, который называют кузницей кадров. Теперь, когда мы стали классическим вузом, мы будем работать над открытием ряда диссертационных советов на базе нашего университета.

– Виталий Семенович, как много времени займет процесс реорганизации ЛНПУ в ЛНУ? Год?

– Что вы! Бумажный процесс займет максимум месяц. Мы не планируем никаких кадровых изменений, учебные программы тоже утверждены и никто не будет вносить в них изменений. Единственная новация, которая запланирована на ближайшее будущее – это создание на базе психолого-педагогического факультета Института педагогики и психологии. В новом структурном подразделении будут сконцентрированы основные педагогические кадры. Это будет уже пятый институт в составе вуза.

– Новый статус делает университет более защищенным?

– Действительно, получив новый статус, мы обрели своего рода иммунитет. Иммунитет от чиновничьего беспредела. Классический национальный вуз нельзя просто с кем-то объединить или ликвидировать. Это уже высшая компетенция.

Также университет закрепил свою конкурентоспособность на рынке. Во-первых, на международном уровне. Раньше к нам приезжало много студентов-иностранцев, которые изучали у нас на подготовительном отделении русский язык и уходили учиться в другие вузы. Их отпугивала приставка «педагогический» в дипломе, ведь это может ограничить будущий карьерный рост выпускника. Некоторые трудности это создавало в поиске партнеров за рубежом. Теперь мы сможем вести свою международную работу на совершенно новом уровне.

– Несколько лет назад ЛНУ прошел независимое экспертное оценивание Европейской ассоциации университетов. Будете ли вы еще приглашать европейских экспертов?

– Обязательно. Это позволяет оценить реально свой уровень, увидеть свои слабые места, и работать над ними. Эксперты в свое время акцентировали, что наш университет должен стремиться к более высокому статусу. И сегодня мы этого достигли. Мы увидели себя глазами европейских коллег. Следующий шаг – евроаккредитация. Европа готова признавать наши дипломы, если мы можем дать гарантии их качества. Над этим мы будем работать.

– Школа, довуз, бакалаврат, магистратура, аспирантура и докторантура – весь путь от ученика до профессора, доктора наук ваш университет обеспечивает желающим. Территориально вы охватываете практически весь регион. ЛНУ создает монополию?

– Монополии не будет. Есть разные формы управления образованием. Во Франции, например, университет – это своего рода законодатель мод в образовании для всей провинции. Я сторонник того, чтобы мы пришли к этой модели. О ЛНУ мы уже сегодня можем говорить как о своего рода центре образования в регионе. К нам тянутся ПТУ, школы, техникумы. Многие уже вошли в состав университета. В Ровеньках, Старобельске и Стаханове есть наши факультеты, в составе вуза Рубежанский политехнический колледж имени О.Е.Порай-Кошици; Лисичанский и Стахановский педагогические колледжи, Брянковский технолого-экономический техникум, Луганский, Брянковский, Рубежанский профессиональные лицеи.

Процесс интеграции будет продолжаться. И дело тут не в официальном статусе. Это также не зависит от директив свыше или законов. Главное – соответствовать духу времени, быть носителем прогрессивных идей, источником новаций для коллег. Люди идут к тем, кто им интересен.

– С какими проблемами сталкивается вуз в своей повседневной работе?

– В первую очередь мы испытываем потребность в расширении аудиторного фонда. У нас постоянно растет контингент. Частично решаем эту проблему за счет строительства. В планах – построить несколько лабораторных корпусов. Возможно на околице города. Для химиков, физиков, биохимиков.

Одна из самых острых проблем – общежития. Вуз зажат в центре города и нам не хватает того, что есть.

Что касается новостроек вуза, то мы начали работу над созданием в Луганске мощного современного спортивного комплекса, который бы отвечал международным требованиям и стандартам. Но на это необходимо и время, и средства немалые.

Еще одна проблема – кадровая. Для того, чтобы мы могли растить и приглашать новые кадры, развивать университет и повышать качество профессорско-преподавательского состава, необходимо жилье. Сегодня оно очень дорогое. Строим сами.

– Министерство поддерживает?

– Финансирование вуза идет через МОН. Это тоже схема, которая частично устарела. Вузы только на 50% дотируются государством. Остальные статьи бюджета мы наполняем сами и хотели бы сами определять, на что тратить эти деньги. А живем по директивам сверху. Но это вопрос государственной политики. Его необходимо решать на законодательном уровне. Вузы готовы к автономии. Я считаю, что это станет для нашей сферы образования мощным стимулом к развитию. Сейчас мы пытаемся добиться автономии для высших учебных заведений. Об этом нам говорили и европейские эксперты, когда оценивали вуз. Отметили, что отсутствие реальной финансовой и академической независимости тормозит развитие университетов.
28542
комментарии powered by Disqus

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине

Останні новини

17:20

Как выплачивают пенсии на Луганщине

16:59

Азаров не считает себя предателем «ДНР»

16:35

На Донетчине выясняют обстоятельства гибели двух военных

16:14

На Донбассе объявлено штормовое предупреждение

15:56

На Луганщине погиб водитель, у которого произошел сердечный приступ

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
 

   Copyright © 2015 «Комментарии:», все права защищены

Система Orphus