ДОНБАСС

Вечность над донцом

0

Уже почти 16 лет, как возродился к жизни Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь. Жемчужина Донбасса, как его заслуженно называют, сразу же привлекла к себе внимание не только паломников, но и туристов

Из Луганска до Святогорья можно добраться автобусом с пересадками. Удобнее всего харьковским до Изюма – Святые горы в сорока километрах от этого города. Но лучше и удобнее заказать экскурсию в какой-нибудь из турфирм областного центра – в нужном направлении вас направит любая газета с объявлениями. Или просто расклеенная на остановках реклама. Подобный выезд имеет как плюсы, так и минусы. Минусы – вам придется подстраиваться под группу, вы будете ограничены во времени. Плюсы – дешевизна услуги (автору статьи все удовольствие стоило меньше ста гривен), гарантия попасть на экскурсию в меловые пещеры – одиночек туда не пускают, только вместе с группой, наличие грамотных и толковых экскурсоводов… Так что, сами видите, положительных сторон намного больше. К тому же в вашей группе могут попасться симпатичные люди, с которыми вы сдружитесь и в дальнейшем будете изучать родной край уже не сами, а в приятной компании.

Чудо не из семи

Вид, открывающийся с противоположного берега Северского Донца на храмовый комплекс монастыря, не сфотографировал только ленивый. И хотя Лавра не вошла в список семи чудес Украины, все, впервые ее увидевшие, непроизвольно восклицают: «Какое чудо!»

Паломников и туристов, перешедших мост, встречает мраморное изваяние Богородицы работы нашего земляка Николая Шматько. Высота скульптуры более 4 метров, и изваяна она в рекордно короткие сроки в мире, в течение 2 месяцев. Кстати, перед официальной церемонией освящения Лавры скульптор сказал, что в ходе работы он почувствовал, что это не скульптура, а живой человек. И задачу свою он видел в том, чтобы освободить человека из стен мрамора.

День был праздничный – неделя после Пасхи, но паломников было не так уж много, что приятно. Даже в Успенский собор удалось войти без давки. Впрочем, к чудотворной иконе Богородицы Святогорской была очень большая очередь, а нас ждала экскурсия по пещерам, так что приложиться к главной святыне монастыря не удалось.

Сразу советую дамам: если едете в Святые горы, лучше пренебречь эффектностью внешнего вида и предпочесть удобство. То есть обувь без каблуков. Поднимаясь по круто идущим вверх пещерным ходам на шпильках, вы всерьез рискуете вывихнуть ногу. Монастырь – это не то место, где стоит блистать, как в ночном клубе за десять минут до первого коктейля. О платке на голову я уж не говорю – это само собой разумеется. И еще – если вы приехали в джинсах, обязательно возьмите с собой парео – повязать на бедра. Брюки – одежда мужская, а женщинам запрещено являться в православный храм в мужском платье. Конечно, можно возмутиться, но проще и удобнее вспомнить пословицу о том, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят, и нужно соблюдать порядки места, в котором вы гость. Кстати, если вы все же из принципа решите не надевать платок, вас остановят на входе казаки, охраняющие монастырь, и вежливо предложат привести себя в надлежащий вид. И даже платок предложат.

Охранять монастырь есть от чего. К примеру, некоторые «истово верующие» герои переплывают Донец и прямо в плавках и нательных крестах пытаются войти в храм. Когда им объясняют, что у святых мест несколько иной дресс-код, такой христианин вдруг вспоминает о дяде-прокуроре и прочих влиятельных родственниках. И очень удивляется, когда это не срабатывает.

Где же еще молиться?

И вот мы входим в пещеры и начинаем подъем по исхоженному узкому коридорчику, освещаемому только свечами. Подъем происходит в молчании – удивительная красота и своеобразие этого места просто завораживают. Слышен только голос экскурсовода, рассказывающего об основных вехах в истории обители. Своеобразным эпиграфом к рассказу могли бы стать слова святителя Харьковского Филарета (Гумилевского): Донецкая скала – дивное создание дивного художника природы… Из кряжа этих гор восстает перед вами живой великан, весь белый… Это меловая скала Донецкая, с пятью конусами, едва приметно скрепленная несколькими рядами камней. Смотрите на нее с Донца, или из-за Донца, десять, двадцать раз в день – и не скажете довольно!.. Здесь подвижники устроили храм. Алтарь его высечен в скале. Если здесь не уметь, то где же молиться. Здесь так близко к небу, здесь так далеко от земли»

Существует несколько легенд о возникновении Святогорского монастыря. Одна из них утверждает, что Святогорскую обитель основали монахи, бежавшие на Донец после взятия Киева татарами и разорения Киево-Печерской Лавры в 1240 году. Вторая версия гласит, что первыми насельниками  были выходцы из Афонского монастыря, которые не смирились с принятием Унии предпоследним греческим императором Михаилом Палеологом. Они не изменили православию и ушли от католической экспансии на Северский Донец. Это якобы произошло в 1439 году. Но письменных памятников, подтверждающих этот факт, нет.

Cамое первое письменное упоминание о местности «Святые горы» относится к 1526 году. Встречается оно в записках австрийского посла Сигизмунда Герберштейна, который писал о том, что русские воины сообщили ему о наличии возле места Великий Перевоз, у Святых гор, каких-то мраморных и каменных статуй и изваяний. По древнему преданию, «Святое место», находящееся недалеко от Святогорского монастыря, закрытое с трех сторон неприступными отвесными горами и густым лесом, было также крепостью. Еще в XIX веке там были видны следы батареи, а в Святогорском Синодике 1710 года упоминается монах-пушкарь Иаков.

Не случайно первыми храмами обители были храмы и скиты внутри скалы – набеги татар были в этих местах не редкостью. Вспомните, в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» жулик Милославский, выдавая себя за советника Иоанна Грозного, приказывает выбить крымского хана с Изюмского шляха. Ну так вот, этот шлях проходит через Святогорье. Свидетельством того смутного и кровопролитного времени, когда обитель подвергалась частым татарским разграблениям, до сих пор являются грамоты настоятелей, которые всегда в трудные для монастыря минуты обращались за помощью к русским царям.

В конце XVII века иноки заложили первые наземные храмы. Но в 1787 году, согласно новой политике секуляризации церковных земель, Святогорский монастырь по указу Екатерины II был закрыт, а все его имущество отписано в казну. Точнее, подарено в 1790 году императрицей своему фавориту — князю Григорию Потемкину. Светлейший давно облюбовал эти места и называл их не иначе как «земной рай». Так древний духовный центр превратился в светскую дачу — Святогорское имение князя.

Через 54 года новые владельцы «дачи», потомки светлейшего князя Григория решили восстановить ее как обитель, и монастырь обрел «второе дыхание». Первыми насельниками монастыря стали 12 выходцев из Глинской пустыни (Сумской области), которая славилась строгим, так называемым «афонским» церковным Уставом, то есть внутренними правилами монастыря.

За 70 лет существования — с 1844 по 1914 год — возобновленная обитель стала одним из крупнейших монастырей Российской империи. Были обновлены древние храмы, построены гостиницы, трапезные, библиотека, жилые корпуса и мастерские. Появилась своя пасека и даже свечной заводик.

 «Киса Ося были здесь»

 Революция 1917 года и приход новой власти резко изменили дальнейшую жизнь Святогорского монастыря. В 1918 году имущество храмового комплекса было изъято, а монахи выселены. В 1922 году монастырь был закрыт, Святые горы были переименованы в Красные, а в обители организован Дом отдыха для рабочих Донбасса.

Огромный (высотой 54 метра) Успенский собор после закрытия монастыря превратился в Дом культуры с гримерной, уборной и оркестровой ямой в центре храма. В Покровской церкви, которую сейчас венчает небесно-голубой купол с золотыми звездами, в советское время была устроена водолечебница. Причем грязевая ванна стояла в алтаре — в самом святом месте храма. Огромные настенные часы, построенные местным мастером Антонием, комиссары сняли и повесили портреты Маркса, Энгельса и Ленина.

На вершине горы были взорваны два храма — Всех Святых и Преображения Господня. Кстати, обломки последнего послужили в 1928 году фундаментом для огромного 24-метрового памятника революционеру Артему (Сергееву). То, что соратник Сталина появится на горе, предсказал блаженный старец Исаакий. За 30 лет до тех событий он предостерег наместника монастыря не строить на горе новый храм, так как там будет стоять «большой человек». Маленькое отступление: памятник Артему является крупнейшим в мире памятником, исполненным в стиле кубизма.

В пещерном храме все стены были изрисованы и исписаны шедеврами мысли вроде «Паша +Люся». Можно только посочувствовать братии, которая вынуждена была замывать и забеливать все эти пиктограммы. Кстати, дело потомков революционеров живет и процветает – на бетонном серпантине, по которому спускаются и поднимаются на гору тысячи паломников, молодежь и не только пишут свои телефоны и имена, рисуют сердечки – словом, развлекаются как могут.

В пещерах же находится меловой столп, на котором, по преданиям, в 1525 году явилась людям икона святого Николая. Образ был небольшой, размером с книгу и, по преданию, нерукотворный. Описал это событие все тот же Сигизмунд Гиберштейн. С тех пор к иконе постоянно шли паломники, с ней много раз ходили на Крестный ход. Современники вспоминают, что своды церкви опирались на одинокий меловой столб, «подсеченный не временем, а людьми; на этом столбе явилась, по преданию, чудотворная икона Святителя; и усердие народное изгрызло столб ради исцелений, так что принуждены были обложить, его камнем». И доныне экскурсанты стараются отколоть от этого столпа хотя бы кусочек мела – говорят, он исцеляет зубы и возвращает зрение. Святыня хранилась в монастыре до 1922 года. В годы гонений на церковь монахи спрятали икону в меловых горах, и она не найдена до сих пор.

 С высоты полета души

 И вот, наконец, мы на самом верху, на высоте птичьего полета… а вернее было бы сказать, полета души. Отсюда, со смотровой площадки у Николаевского храма, открывается неповторимый вид на «Донскую Швейцарию». Кстати, с Николаевской церковью связана самая популярная легенда монастыря о тайном строительстве храма. Якобы, когда тот был построен, меловую стену взорвали и наутро объявили народу о чудесном явлении. Совсем недавно можно было услышать и различные продолжения легенды, гласящие об убийстве строителей монахами, дабы не были разглашены секреты. По одной версии, строителей сбросили со скалы, по другой – замуровали в пещерах. Скорее всего, это вымысел.

Одним из самых интересных мест монастыря является деревянный храм, обнесенный частоколом, – Всехсвятский скит, или правильнее – Скит Всех Святых Земли Русской.

Сейчас здесь уже живут монахи. Попасть на его территорию можно только четыре раза в год – ведь в скит удаляются для того, чтобы сократить до минимума контакты с окружающим миром. Скит Всех Святых возводится на месте скита Св. Арсения, разрушенного в период Великой Отечественной войны. Был у монастыря еще один скит – близ станции Борки на территории современной Харьковской области, основанный на месте железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 г., во время которой чудом осталась в живых возвращавшаяся из Крыма царская семья. Неподалеку от ворот скита стоит огромный дорожный крест. Экскурсоводы обычно предупреждают: около креста нельзя фотографироваться, объясняя это тем, что когда вы стоите на его фоне, крест тягот и скорбей, который нес на Голгофу Иисус, как бы ложится вам на плечи. А у Бога ничего случайного не бывает.

Как бы там ни было, в 1992 году после 70-летнего перерыва над Святогорском вновь зазвучал звон монастырских колоколов, а в марте 2004 года Святогорскому Успенскому мужскому монастырю присвоен статус Лавры – своего рода монастыря-государства. Следует отметить, что присвоение монастырю этого высокого статуса – событие исключительное. Так, в масштабах Русской Православной Церкви последний раз статус Лавры был присвоен 170 лет назад Почаево-Успенской обители.

Сегодня в Успенском монастыре 120 монахов и послушников, большинство из них – молодые люди. И сам дух обители молод. Особенно это чувствуешь, зайдя за Успенский собор: здесь расположился монастырский зоопарк. В больших вольерах расхаживают белые и обыкновенные павлины, на ветках сидят разноцветные попугаи, есть даже два страуса. А монастырские цветники – это отдельный разговор, они сами по себе заслуживают статьи.

 Добровольные страдания

Впрочем, в истории монастыря были и подвижники, которые по своей воле брали на свои плечи тяжкую ношу страданий.

Преподобный Иоанн Затворник (в миру Иван Крюков) родился в 1795 году в городе Курске. С детства горел любовью к монашеству, но его желанию суждено было исполниться только после нелегких испытаний тяжелого детства и женитьбы, к которой он был принужден против своей воли матерью. После смерти жены в 1839 году будущий затворник поступил в Глинскую пустынь под руководство старца-игумена Филарета.

Став экономом, преподобный много потрудился для благоустройства Святогорья. Работая в пещерах по их расчистке, он полюбил одну из меловых келий, в которой и затворился в 1850 году по благословению настоятеля.

Вот как передает современник описание быта Иоанна: «Представьте себе, читатель, тесную и низкую келию, своды которой не выше роста человеческого, иссеченную в мелу, свет в которую проникает через узкую скважину, пробуравленную наружу скалы на довольно большом расстоянии. Атмосфера келии резко холодная и сырая, напоминает собою ледник: она как бы колет вас и возбуждает в теле озноб лихорадочный (только через 5 лет в его келии была устроена печь, – прим. авт.). Все убранство келии составляет деревянный открытый гроб с большим надмогильным деревянным крестом у изголовья, на котором написан распятый Господь; в гробе немного соломы и возглавие, и в таком виде служил он ложем успокоения затворнику, претружденному подвигом бдения молитвенного.

Вот все успокоение, которое дозволял себе подвижник: затем небольшой аналой у святых икон, деревянный обрубок, служивший вместо стула, кувшин для воды, горнец для пищи, нагольный тулуп, ветхая мантия с епитрахилью и неугасаемая лампада – удовлетворяли все жизненные потребности затворника, да еще неизменные его тяжелые железные вериги и жесткая власяница, которые носил он на своем теле и которые сами составляли немалое испытание своей тяжестью и остротой. Правило молитвенное совершал он следующее: в сутки полагал 700 поклонов земных, 100 поясных, произносил молитв Иисусовых 5000, Богородичных 1000, читал акафисты Сладчайшему Иисусу, Богоматери и Страстям Христовым, помянник… приобщался Святых Христовых Тайн».

В таких трудах прожил подвижник в затворе 17 лет. После смерти на его могиле стали происходить чудеса, и многие получали исцеления от неизлечимых болезней. И сейчас паломники обязательно идут на могилу к святому, чтобы взять с могилы песок – для лечения суставов. А женщины вешают на крест головные платочки – чтобы они, как выражаются паломницы, «пропитались» святостью.

24 августа 1995 года преподобный Иоанн Затворник Святогорский был причислен Украинской Православной Церковью к лику святых. Глава его хранится в Свято-Успенском соборе обители, где еженедельно по четвергам перед литургией служится молебен у раки святого. Ежегодно в день памяти преподобного – 24 августа совершается крестный ход вокруг обители с его мощами, на который собирается до десяти тысяч паломников.
4485
комментарии powered by Disqus

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине

Последние новости

17:15

1 марта состоится очередное повышение тарифов

16:55

Авдеевка получает воду, несмотря на остановку ДФС

16:36

Жителей Луганщины просят помочь найти Виталия Кучму (фото)

16:16

Насалик рассказал о проектах, которые позволяют отказаться от части угля из зоны АТО

15:54

Розенко обещает, что рост цен не угонится за «минималкой»

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
 

   Copyright © 2015 «Комментарии:», все права защищены

Система Orphus