ДОНБАСС

false

Луганский симфонический может потерять звание академического

0

Шоу-бизнес живет скандалами: правильный скандал часто приносит известность, а то и популярность. А вот академическому искусству дрязги противопоказаны, но это не значит, что за кулисами не кипят страсти.

Страсти эти редко выносятся на люди. Поклонникам классического искусства важно, чтобы все было чинно и благородно, артисты это понимают и «сор из избы» выносят лишь в самых крайних, вопиющих случаях.

Например, когда симфонический оркестр полным ходом идет к тому, чтобы потерять звание академического. Или когда артистам создают условия, совсем уж несовместимые с жизнью


Кому мешают корифеи

8 октября Луганск провожал в последний путь выдающегося оперного певца, народного артиста Украины Владимира Савченко. Владимир Николаевич не только выступал на сцене. Как прекрасного педагога его запомнили студенты Института культуры и искусств ЛНУ им. Т. Шевченко. Около 5 лет (с 2004 по 2009 год) он был художественным руководителем Луганской областной филармонии, многие годы входил в ее художественный совет.

В некрологах пишут, что оперное искусство Украины понесло тяжелую утрату – и это правда. Однако нам кажется, что очень важно поставить правильный акцент в этом сообщении. Важно понимать, что именно подкосило не такого уж старого (66 лет) мужчину.

Фразы, которые звучали в коллективе филармонии вполголоса месяц назад, сегодня произносить решаются не все.

А говорили, что слег Владимир Николаевич Савченко после бурного разговора с директором филармонии – Верой Васильевной Геций. Собственно, не просто слег, а попал в реанимацию.

Татьяна Николаевна Савченко, вдова народного артиста, в разговоре с нами винить руководство филармонии не стала. Она просто сказала, что «после смерти Володи вычеркнула филармонию из учреждений, которые для нее существуют в Луганске». Очевидно, это все же не совсем так: Татьяна Николаевна, которую журналисты знают как бывшего начальника пресс-службы областного УМВД (она продолжает служить в органах и сегодня), в свое время была и худруком Луганской областной филармонии.

Словом, Татьяна Николаевна была сдержанна в оценках.

Народных артистов в нашей филармонии было всего двое – Владимир Савченко и Вера Андрияненко. Теперь Вера Ивановна осталась одна. Примечательно, что она тоже оказалась на больничной койке после общения с директором филармонии.

Медицинская «зачистка»

С нею разговор на повышенных тонах директриса затеяла из-за того, что Вера Андрияненко прошла медосмотр не в той поликлинике, с которой заключила договор филармония.

– Мне директор заявила, что не допустит из-за этого к работе, – рассказывает Вера Ивановна. – Где, в каких документах написано, что артист должен проходить медосмотр только там, где хочет администрация?

Итогом этого разговора для Веры Андрияненко (при том, что врачи нашли народную артистку здоровой) стал месяц на больничном: подскочило давление, а затем появились проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Сейчас, слава Богу, со здоровьем все в порядке, 25 октября слушателей ждет ее сольная программа. Правда, «план» выполнять певице приходится не только на сцене филармонии.

– Сейчас я выступаю в школах, причем для самых маленьких – 1-3 классы, – говорит Вера Андрияненко. – Детям нравится, я тоже рада для них петь, но постоянно петь «В траве сидел кузнечик» – это, согласитесь, не совсем соответствует статусу народного артиста.

Медосмотр, который решила провести директор филармонии Вера Геций, похоже, стал инструментом для «выдавливания» артистов. Естественно, под «чистку» попали прежде всего артисты старшего поколения.

– В конце концов, если ты хочешь кого-то проводить на пенсию, пусть даже ему врачи и написали «не пригоден», – пригласи, поговори с человеком, поблагодари за многолетнюю работу, устрой человеку праздник, проводи с почетом, пообещай, что двери филармонии будут всегда для него открыты! – считает Вера Ивановна. – Но не так же, как это делают сейчас в филармонии!

Как это делают в филармонии

Отношения между людьми в творческих коллективах простыми не бывают. Тем с большим вниманием и чуткостью должна подходить к артистам администрация. В конце концов, сама администрация существует исключительно благодаря тому, что в учреждении культуры есть артисты.

Но методы работы филармонического начальства просто приводят в ступор.

14 сентября перед очередным выступлением Луганского академического симфонического оркестра концертмейстеру (руководитель группы инструментов в оркестре. – «МГ») группы контрабасов Юрию Ивановичу Черницову вручили трудовую книжку и предложили ознакомиться с приказом об увольнении «по состоянию здоровья». Ему «великодушно» позволили доиграть последний концерт. О том, что творилось в душе музыканта, остается только догадываться.

– Достойно отыграть концерт в состоянии такого стресса мне стоило больших моральных и физических усилий, – рассказывает Юрий Иванович. – Я уважаемый человек, артист на первых ролях (Юрий Черницов выступал на первом пульте, был ведущим музыкантом в группе контрабасов. – «МГ»), а мне сунули трудовую книжку, даже не подумав о том, что перед концертом нельзя расстраивать музыкантов!

Юрию Черницову – 73, но для музыканта возраст – понятие относительное: вспомним великого Ростроповича. Юрию Ивановичу не нужно грузить вагоны или стоять у мартена – он держит в руках струнный инструмент и смычок. Так что к выводам, которые администрация сделала из заключения врачей, есть серьезные вопросы.

Впрочем, как бы ни обстояло дело с заключением медиков, важнейший момент, на наш взгляд, – само отношение к артистам. Где бережное обхождение с этими тонкими натурами?

Сейчас, насколько известно «МГ», Юрий Черницов обратился с просьбой разобраться в его личной ситуации и вообще в том, что происходит в филармонии, к председателю областной госадминистрации Владимиру Пристюку.

Видимо, какие-то шаги со стороны руководства области уже предприняты, поскольку директор филармонии просила уволенного ею контрабасиста отозвать свое письмо.

Из огня – в полымя

А ситуация в филармонии на самом деле не может не тревожить.

Вера Геций стала директором областной филармонии в 2009 году после того, как с этой должности уволили в 2008-м Юрия Дерского. Его увольняли громко. «МГ», в частности, писал о том, что Юрий Яковлевич попытался сделать филармонию современным концертным агентством в ущерб классическим филармоническим жанрам.

Эти начинания встретили сопротивление творческого коллектива: артисты обратились к руководству областного совета, которому принадлежит филармония, а также в областную госадминистрацию. Хотя комиссия облсовета будто бы и не нашла никаких нарушений со стороны администрации, Юрий Дерский предпочел с должности уйти.

После прихода Веры Геций перемены в филармонии продолжились. В 2009-2010 гг. из учреждения пришлось уйти многим – в том числе и тем, кто боролся против новшеств Дерского. Упомянем только некоторые кадровые изменения.

Так, уволен был в полном составе камерный ансамбль «Кантабиле» (4 человека). Уволен создатель, директор и хореограф ансамбля песни и танца «Легенда» (на протяжении почти 10 лет) Заслуженный деятель искусств В.П. Онищенко.

Отправлена в отставку заместитель директора филармонии С.В. Цюпик, которая проработала в филармонии более 17 лет, а в «межвременье» – после Дерского и перед Геций – исполняла обязанности директора в непростое время окончания реконструкции здания.

Рассчитана главный бухгалтер филармонии Бурлуцкая О.М., у которой опыт работы – 20 лет, из них 14 – в должности главбуха. Вместо нее пришла (по протекции директора, как говорят) дама с 5-летним стажем работы в должности простого бухгалтера, а не главного и даже не заместителя главбуха.

Вслед за главным бухгалтером «ушли» и ее заместителя – Н.П. Ширяеву с 25-летним опытом работы. Через месяц после увольнения она скончалась.

Совсем недавно, в начале октября этого года, «по сокращению штатов» дали расчет юрисконсульту филармонии Д.В. Ковальчуку. Якобы «в целях экономии». Важность юридической работы в филармонии очевидна (те же контракты на гастроли коллективов за рубежом должны быть грамотными и выверенными), но дело еще и в том, что должность юрисконсульта в филармонии введена в соответствии с Приказом Министерства культуры и туризма (№40 от 06.02.2006 г.). Там в п. 1.4 так и сказано: «вжити заходів щодо введення у штатний розпис державного органу культури і туризму, комунального підприємства, установи, організації сфери культури і туризму посад юрисконсультів». Добавим, что в Уставе Филармонии отмечено (пункт 1.8): данное учреждение в своей деятельности руководствуется нормативными актами Министерства культуры и туризма.

На каком же тогда основании сокращается должность?!

«Мы академиев  не кончали»

Может, директор просто незнакома с документами, которыми должна руководствоваться?

Тогда, вполне возможно, у нее не хватает знаний и по части музыкально-организационной. В таком случае у нас есть для нее сюрприз: симфонический оркестр Луганской филармонии за время руководства В.В. Геций вплотную подошел к тому, чтобы лишиться звания академического.
Звание академического предполагает определенные требования к коллективу: как по количественному составу, так и по качественному – у музыкантов должно быть соответствующее образование.

Что мы наблюдаем в нашем родном оркестре? Возьмем все ту же группу контрабасов, которая тает на глазах. Когда оркестр еще не был в статусе академического, группа насчитывала 7 человек. Теперь осталось лишь трое музыкантов. Нужно иметь в виду, что контрабас – особый инструмент, именно контрабас держит первую долю, на нем зиждется ритмическая структура большинства симфонических произведений. При этом голос у контрабаса негромкий, чем и обусловлена необходимость большого числа инструментов в группе. Слабая группа контрабасов – это проваленная первая доля, это смазанная звуковая картина и никакой не академический оркестр.

Еще одно удивительное новшество, продиктованное непониманием природы творческого процесса в оркестре, – сокращение штатной единицы пианиста «ввиду слабой занятости». На наш взгляд, это – нонсенс. Ведь пианист не только выступает на сцене, фортепиано дает «графический набросок» партитуры (если можно так выразиться) во время предварительной работы дирижера над произведением. Тем не менее прекрасная пианистка с консерваторским образованием Лариса Никольская была выброшена на улицу.

Ну, и самое поразительное – у нашего оркестра нет главного дирижера. Когда-то эту должность занимал австрийский дирижер Курт Шмид, потом (при Юрии Дерском) от него избавились и должность объявили вакантной. Так до сих пор свято место и пустует. Главный дирижер обычно является и художественным руководителем оркестра, а у нас, видимо, «посторонних» пускать на эту должность не хотят. Ах да, дирижера Евгения Тутевича, который с нашим оркестром проработал десяток лет, тоже уволили недавно.

Сможет ли подтвердить свое звание академического наш оркестр, если возникнет такая необходимость? Есть большие сомнения.

Заметим в скобках, что фактическим художественным руководителем оркестра является его директор Татьяна Корецкая со средним музыкальным образованием. Она же выступает советником директора Веры Геций по всем художественно-музыкальным вопросам. У самой Веры Васильевны музыкального образования нет вообще – она по диплому режиссер-постановщик. Ну, и для полноты картины стоит сказать, что 70-летняя главный администратор Л.М. Басова по образованию… обувщик. И к тому же в прошлый раз (в 2004 г.) была вынуждена уйти с этой должности в связи с уголовным делом о должностном преступлении, которое расследовалось в отношении тогдашнего директора филармонии Кулдыркаева (Басова проходила как соучастница).

Вдобавок ко всему, художественного руководителя нет и в филармонии в целом – с тех самых пор, как после прихода Веры Геций с этой должности «ушли» покойного ныне народного артиста Владимира Савченко.

О деловой сметке и человечности

Внимания руководства области (а также – проверяющих органов), на наш взгляд, заслуживает не только кад-ровая политика директора областной филармонии. Так, в минувшем году управление культуры и туризма областной госадминистрации рассматривало письмо с любопытными фактами о хозяйственной деятельности Веры Геций. Письмо было написано юрис-консультом филармонии Дмитрием Ковальчуком.

Он перечислил около десятка случаев, когда площади филармонии сдавались в аренду без какого-либо договора. Среди арендаторов, с которых бюджет не получил ни копейки, юрист называл в основном сетевые компании, проводившие в зале свои собрания: «Орифлейм», «Доктор Нона». Правда, были и совсем неопознанные организации, о которых известно только то, что они действительно занимали площадь. С другой стороны, по словам Дмитрия Ковальчука, и торжества в честь 20-летия муниципальной газеты «Жизнь Луганска» (21 октября 2010 г.) тоже проходили в филармонии без всякого легального оформления аренды.

В ряде случаев арендаторы занимали зал и фойе целый день – с 10 до 16, как «Орифлейм» 20.06.2010 г., или с 10 до 17, как «Доктор Нона» 27.02.2010 и 19.06.2010 г.

– По этому письму была создана комиссия, которая рассмотрела каждую ситуацию в частности, – рассказала «МГ» начальник отдела искусств управления культуры и туризма Луганской ОГА Оксана Кокоткина.

По ее словам, все документы в итоге нашлись. Но, на наш взгляд, осадок, как в том анекдоте про серебряные ложечки, остался.

Напряженная атмосфера в коллективе филармонии – тоже не секрет для областного управления культуры. Здесь прекрасно понимают, что распри не идут на пользу ни музыке, ни творческому процессу в целом, и надеются привести стороны к миру путем тщательного разбирательства по всем обращениям.

– Мое личное мнение – при нынешнем руководстве в филармонии стало больше порядка, – говорит Оксана Кокоткина. – У Веры Геций получилось навести порядок и с дисциплиной, и в билетном хозяйстве, и по ряду других направлений. Это не удавалось прежним руководителям.

Если так – прекрасно. Но этого, мы считаем, отнюдь не достаточно для руководителя храма культуры – уж простите за высокий слог. Само слово «филармония» происходит от греческого «любить гармонию», а значит, директору должна быть присуща не только деловая сметка (ее недостаточно даже для торговли на рынке). Руководителя такого учреждения отличает прежде всего человечность и интеллигентность. По наличию/отсутствию этих качеств уже можно судить о соответствии директора занимаемой должности.

14497
комментарии powered by Disqus

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
Погода
Погода в Луганске

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
 

   Copyright © 2015 «Комментарии:», все права защищены

Система Orphus