Голуби мира для Донбасса: почему их стоит опасаться

Предстоящая встреча лидеров «нормандской четверки», занимающейся урегулированием ситуации на Донбассе, может привести к кардинальным сдвигам в разрешении конфликта. Вот только вероятный мир может оказаться весьма непрочным, а "дипломатическая победа" – пирровой

Мир для Донбасса: "победы" новой украинской власти

Курс на политико-дипломатическое урегулирование конфликта на Донбассе, обозначенный президентом Владимиром Зеленским как одно из приоритетных направлений, мало чем отличается от курса его предшественника Петра Порошенко. Частные же моменты (моменты компромисов) и ранее, и сейчас остаются краеугольным камнем, о который разбиваются мечты о "скором мире".

Преподносимые новой властью как явный успех подвижки в воплощении в жизнь Минских соглашений (то же разведение сил и средств в районе Станицы Луганской), очередное перемирие, а также обмен пленными между Украиной и Россией (в формате 35 на 35), имеют то еще двойное дно. Для этого есть несколько причин:

- у Станицы фактически отвела свои силы только Украина, а подконтрольные РФ боевики лишь переоделись в форму "МЧС ЛНР" и не особо рвутся разбирать свои незаконные фортификационные сооружения. Об этом, в частности, говорит аналитик Центра исследований проблем гражданского общества Мария Кучеренко;
- бессрочный режим прекращения огня, который начал действовать с конца июля, к середине сентября оборачивается порой двумя десятками обстрелов в сутки, в том числе с использованием минометов. С начала "перемирия" у нас уже около 15 погибших, а также примерно 45 раненых и травмированных воинов в результате вражеских атак;
- во время обмена пленными Россия отдала нам политузников, а также моряков, которых и так должна была освободить по решению Трибунала ООН, Украина же передала шпионов и участников боевых действий на Донбассе, включая Владимира Цемаха, подозреваемого в причастности к уничтожению малазийского "Боинга" над Донбассом в июле 2014 года.

"А вам уже объяснили, что закончить войну, это не просто прекратить стрелять? Это еще и восстанавливать Донбасс. Если по украинскому сценарию победа, то восстанавливать будет Россия. Как страна агрессор. Если по сценарию России, то восстанавливать будет Украина. Ну, типа, по их мнению, внутренний конфликт. Из бюджета. Из своего бюджета", – в ответ на происходящее написал на своей странице в Facebook волонтер Роман Доник.

Мир для Донбасса: есть ли план

Еще в июне Владимир Зеленский заявил, что у него есть некая "дорожная карта" по урегулированию ситуации на Донбассе. А именно – пошаговый план. Какой именно – до сих пор является тайной, покрытой мраком. Возможно, потому что идет согласование плана со "стратегическими партнерами" в лице прочих членов "нормандского формата" или потому что нужно как-то подготовить к этой "пилюле" само украинское общество.

Если речь о том, чтобы разводить силы и средства на разных участках фронта – в этом нет ничего нового. Правда, ни у Станицы Луганской, ни у Золотого, ни у Петровского (эти три участка были выбраны в качестве "пробников" еще в 2016 году) прекратить стрельбу так и не удалось. У Станицы, правда, сейчас потише, чем раньше. Но – будем откровенны – никто никуда не ушел.

Если же речь о закреплении в Конституции Украины тех или иных прописанных в "Минске" моментов (амнистия, особый статус Донбасса), то тут тоже могут быть проблемы – такие попытки способны расколоть украинское общество.

Политолог Андрей Золотарев поясняет, что если применить особый статус к временно неподконтрольным частям Донецкой и Луганской областей (а, скорее всего, речь пойдет полностью о регионе), рано или поздно этот вопрос станет и в отношении других регионов – в Закарпатье, Ровенской, Житомирской областях, в Одессе, Херсоне. "Это может привести к такой турбулентности, что мало не покажется", – пояснил эксперт.

Еще один серьезный фактор – те же ветераны АТО-ООС после амнистии боевикам и "привелегий" Донбассу будут задавать вполне логичный вопрос: "За что воевали мы и гибли наши братья?". И задавать его могут, передергивая затворы и поигрывая гранатами (оружия и боеприпасов на руках сейчас очень много). А уж из желающих возглавить протесты против новой власти очередь выстроится – одни "эксы" будут мстить за уже потерянное, другие – защищать то, что пока еще при них.

Представители "Европейской солидарности" – бывший президент Петр Порошенко и экс-спикер парламента Андрей Парубий – уже заявили, что решение о роспуске ЦИК может быть связано с планами новой власти провести выборы на временно неподконтрольных территориях. "Все больше сигналов, что без выполнения компонента безопасности Минских соглашений они могут состояться в российских условиях. Неожиданная замена комиссии может быть связана именно с этим", – считает Порошенко.

Подготовкой масштабной реализации так называемого плана Штайнмайера, а на самом деле – путинского плана легитимизации оккупированных территорий Донбасса, назвал роспуск действующего состава ЦИК Парубий. При этом подчеркнул, что "не случайно это решение "зеленые" проголосовали вместе с "Оппозиционной платформой – За жизнь". Бывший глава ВР призвал "все государственные силы объединять усилия, чтобы не допустить позорной капитуляции и демонтажа государства Украина".


Мир для Донбасса: особый статус и информационный хаос

На фоне таких заявлений и настроений можно понять смятение министра иностранных дел Украины Вадима Пристайко, который очень путанно отвечает на вопросы, связанные с "особым статусом" для Донбасса.

Ранее принятый закон, действие которого то и дело приходилось продлевать, теряет "срок годности" в конце этого года. "Перед нашими депутатами стоит чрезвычайно сложная задача – каким образом изменить этот закон, написать (новый, – ред.) закон", – заявил глава МИД, признав, что необходимо продумать очень много деталей и "какие необходимые компромиссы нужно сделать с обеих сторон, чтобы в Украину наконец-то пришел мир".

При этом Владимир Пристайко во время 16-й ежегодной встречи Ялтинской Европейской Стратегии (YES) в Киеве заявил, что местные выборы должны проходить по всей Украине, включая неподконтрольные территории. В то же время он заявил, что такое будет возможным только после вывода оккупационных войск и исключительно по украинскому законодательству.

Аналогично "путаются" в показаниях действующий президент Украины Владимир Зеленский и экс-глава нашего государства Леонид Кучма, представляющий в данный момент страну в Трехсторонней контактной группе переговорщиков по Донбассу в Минске. Из их уст звучат взаимоисключающие заявление о необходимости выполнения Минских соглашений: о неприемлемости принятия закона об амнистии и особом статусе Донбассе, о выборах на временно неподконтрольной территории, который должны пройти то ли до установления Украиной контроля над попранной границей, то ли после.

Политический эксперт Михаил Чаплыга напоминает, что согласно "Минску", эти пункты должны быть вписаны в украинское законодательство.

Аналитик, политтехнолог Александр Кочетков отмечает: "По ГБистским методикам Путину принципиально важно иметь точную предварительную раскладку – кто за что выступает, на чем настаивает, на что готов согласиться. А мы ему – полный информационный хаос и непонятки!"

Кочетков припоминает и Зеленского, который сначала утверждает, что готов обсуждать кремлевскую "формулу Штанмайера", а потом заявляет, что не будет никакого "особого статуса Донбассу", в котором, собственно, вся штанмайеровская суть, и Пристайко, который сначала обнадежил Кремль намерением провести местные выборы, в том числе, и на оккупированном Донбассе, а потом резко дал заднюю и уточнил, что только после вывода российских военных формирований, которые "их там нет", и Кучму.

Мир для Донбасса: заграницам нам (не) поможет

В то время, как украинская власть хочет быстрого мира на Донбассе, но не может по ряду причин (и внутренних, и внешних) его добиться, наши "партнеры" по "нормандскому формату" всячески склоняют Украину к завуалированной капитуляции.

Именно об этом говорил Леонид Кучма, заявляя о необходимости поиска компромиссов, но не во вред украинским интересам. Он предупредил, что мировые лидеры, в частности президент Франции Эммануэль Макрон, всё более открыто подыгрывающий Кремлю, желают поскорей избавиться от "проблемы", связанной с антироссийскими санкциями, которые отражаются на экономике ряда стран ЕС.

На встрече "нормандской четверки" лидеры Германии, Франции и России фактически сообща будут подталкивать Зеленского к опасным компромиссам по Донбассу. Россияне уже это делают, накаляя ситуацию на Востоке Украины, где все чаще стреляют из запрещенных калибров, и откуда приходит все больше сообщений о погибших и раненых воинах Объединенных сил. А также вкладывая в уста марионеточных "руководителей" квазиобразований "ДНР" и "ЛНР" заявления о необходимости вхождения "республик" в состав России на правах федеративного (федерального) округа.

Что касается поддержки со стороны США, то тут тоже все непросто. Спецпред Госдепа Курт Волкер на словах – наш человек. Он обвиняет Россию в нежелании завершать конфликт, упирает на важность решения вопросов безопасности "в первых строках" (а потом уже – политическая часть). Но Волкер лишь посланник, а президент США Дональд Трамп не спешит включаться в борьбу с действиями РФ.

Более того, некоторые эксперты уверены, что Путин и Трамп заключили между собой некую "большую сделку" в геополитическом масштабе. И Украина, согласно данным договоренностям, отходит в орбиту РФ. Об этом, в частности, говорит аналитик Олег Пономарь.

.

При этом, по его словам, "окно возможностей" для сценария "впихивания" Донбасса в Украину на российских условиях, открыто до ноября 2020 года, "так как ни Трамп, ни Путин не знают и не уверены будет ли Трамп президентом еще 4 года". Отсюда, поясняет Пономарь, и такая спешка в "мире для Донбасса".

Во многом поэтому, утверждают эксперты, встреча в "нормандском формате" сейчас невыгодна Украине. У нас нет ни четкого плана, ни верных союзников, ни удобной геополитической ситуации, чтобы выйти победителем из грядущей дипломатической битвы за Донбасс.

"Осознает ли украинская сторона и лично президент Зеленский, для чего именно они форсируют события со встречей глав государств "нормандской четверки"? Имеют ли они стратегию и хотя бы приблизительное понимание того, как противодействовать вызовам, брошенным нам российской стороной?" – задается риторическими вопросами аналитик Центра исследований проблем гражданского общества Мария Кучеренко.

Политолог Кирилл Сазонов так обрисовал ситуацию изданию "Комментарии":

"Самая опасная иллюзия – считать, что для мира на Донбассе достаточно доброй воли Украины и нашего стремления к миру. Проблема как раз в том, что ключ от мира в регионе находится не в Киеве, а в Москве. Поэтому когда мы говорим о мире на Донбассе и его цене, мы должны понимать, что цену определяет именно Россия. А Кремль свою цену озвучил еще в 2015 году. Это де-факто признание Крыма российским, поставки на полуостров воды и транзит электроэнергии по украинской территории. Также возвращение Донбасса в Украину на российских условиях. То есть, с полной амнистией боевикам, особым статусом, трансграничным упрощенным режимом с территорией РФ, восстановлением инфраструктуры и экономики региона за украинский счет и снятием санкций с РФ. Фактически, это политические уступки и возвращение Украины под протекторат Москвы с сохранением исключительно формальной независимости. Цена для Украины чрезмерная, но нынешнее руководство, не исключено, что согласно ее заплатить".



Источник: https://donbass.comments.ua
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.