ДОНБАСС

Удачный эксперимент с высоким КПД в луганской школе

0

В Луганске действует единственная в Украине массовая средняя школа, где обучают и детей здоровых, и детей с интеллектуальными осложнениями. Результаты эксперимента специалистов воодушевляют.

В луганской школе № 45 уже 9 лет педагоги проводят уникальный для страны эксперимент – дети с тяжелыми диагнозами психических и интеллектуальных отклонений проходят обучение в условиях массовой школы. «С каждым днем детей с психологическими и интеллектуальными отклонениями становится все больше, – констатирует директор 45-й школы Владимир Мартынов. – Согласно действующему законодательству обучением и воспитанием таких детей занимаются интернатные учреждения, которые, как правило, находятся за городом подальше от человеческих глаз. В 1999 году в средней школе № 45 начали создаваться первые классы интенсивной педагогической коррекции – так в качестве эксперимента в Луганске стали отрабатывать идею возможности обучения детей с отклонениями в условиях массовой школы». Результатами директор доволен: говорит, что дети с задержками психического развития (ЗПР) не только стали лучше учиться, но и, по мере возможности, научились общаться.

Сейчас в средней школе № 45 уже девять классов для детей с особыми потребностями, в частности, два класса интенсивной педкоррекции – там учатся дети, которые родились здоровыми, но у которых по каким-то причинам начались проблемы с развитием. К таким нужно просто найти «ключик», помочь решить проблему, и они смогут учиться дальше в обычной школе со здоровыми детьми. В школе есть также 7 классов для детей с диагнозом «олигофрения» – это так называемая «вспомогательная школа». Для таких детей в школе выделен отдельный этаж, с ними работают педагоги-специалисты. «Если ребенок – пусть даже с интеллектуальными отклонениями – ходит в обычную школу, он проникнут духом коллектива, общества, он чувствует поддержку. В таких условиях ребенок может по максимуму, насколько ему позволяют способности, подтянуть свой интеллектуальный уровень», – говорит Владимир Мартынов.

Схема обучения детей с психическими отклонениями такова: первая ступень – это детсад-школа №135, где они проходят начальную стадию обучения, затем – 45-я школа, и, по возможности, специальное ПТУ. «Когда дети, поступившие в начальную школу, подошли к выпуску, встал вопрос: что с ними делать дальше? Большинство из них – инвалиды детства, государство платит им пенсию. Но как показывает практика, большинство таких детей – из неблагополучных семей, часто родители лишены прав, опекунами являются бабушки и дедушки, которым в силу возраста сложно ухаживать за ребенком. В случае, если ребенок демонстрирует определенный прогресс, он может даже работать», – В.Мартынов с гордостью рассказывает о выпускниках, которые, окончив ПТУ, получили работу по специальности. Девушки, как правило, становятся швеями, ребята – столярами или мастерами по ремонту обуви.

Этому эксперименту пришла пора подводить итоги. Сейчас в управлении образования решается вопрос о продолжении работы в 45-й школе. Больше всего директор школы боится того, что эксперимент остановят: набрав детей в школу, государство дало их опекунам надежду. Сейчас во вспомогательной школе учатся 75 учеников с расстройствами интеллекта, еще 16 детей – с задержкой психического развития, которые имеют шансы на реабилитацию, они могли бы стать полноценными гражданами.
«Детей с отклонениями с каждым годом становится все больше, каждый год мы открываем новые классы, – говорит Владимир Мартынов. – Но мы и сейчас не знаем реального количества детей с особыми потребностями. Резкий скачок численности таких детей произошел после того, как в Луганске была открыта городская педагогическая медико-психологическая консультация – их просто стали выявлять и ставить им диагнозы. Возможно, приходя в обычный класс и сразу попадая в разряд двоечников, – хотя причин для низкой успеваемости может быть масса, – ребенок теряет свой шанс на реабилитацию», – считает Владимир Мартынов.

«Государство не имеет права закрывать глаза на эту проблему, – продолжает свою мысль директор школы. – Интернатные учреждения закрытого типа концентрируют у себя детей с одной и той же проблемой, они «варятся в собственному соку». В нашей же школе они учатся общаться, у них есть ориентиры, и те, кто может развиваться, – развиваются. В интернат ребенка сдают на целую неделю, он лишен ежедневного общения с родителями, того воспитания и опеки, которую дает ему семья. Тем более если семья – неблагополучная, ребенок часто остается в интернате и на выходные. В 2003 году Президент подписал указ о реорганизации системы интернатных учреждений, перевод детей с особыми потребностями на обучение в массовых школах – мы тогда уже работали несколько лет. Получается, что государственная власть готова поддерживать наши начинания. На одной из международных конференций по этой проблематике я услышал мнение японских ученых – они установили, что после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в 1945 году количество детей с интеллектуальными отклонениями, рождавшихся на этих территориях, значительно увеличилось, и росло еще 20 лет после войны. Нельзя не провести параллели с Чернобыльской катастрофой в Украине, а значит, нужно разрабатывать программы для реабилитации детей с интеллектуальными отклонениями. Мы в прошлом году проводили «круглый стол», где собрали специалистов для обсуждения наших достижений, и пришли к единогласному выводу – мы просто не имеем права прекращать работу. Такие школы должны быть как минимум в каждом районе города», – заключает Мартынов.

Но в этом вопросе, как и во многих других, государство, дав «добро» на работу, сразу же осложняет ее колоссальными проблемами. В частности, Мартынов говорит, что работу школы нужно будет узаконить, но сейчас в законодательстве статус для такой школы, как 45-я, не предусмотрен. «Мы должны остаться именно массовой школой, но «со школой в школе», нам нужны логопед, дефектологи, врачи – в общем, специфические кадры. Мы проработали пять лет, а штатного расписания с учетом нашей специфики так и не получили. Мы работали на голом энтузиазме, первое время педагоги даже надбавок за работу с детьми с особыми потребностями не получали. Место логопеда обещают ввести в наше штатное расписание только со следующего учебного года, нам нужны еще дефектологи, только недавно появился психолог для вспомогательной школы. Пока не решен вопрос и с врачами – в рамках существующих нормативов они появляются у нас 1-2 раза в неделю, но при этом «скорую помощь» в школу приходится вызывать чуть ли не каждый день, ведь у детей из вспомогательной школы целый букет болезней. К примеру, уже не только учителя, но и большая часть учеников знает, как оказывать первую помощь при эпилептическом припадке. Но это же не выход – нам нужен если не врач, то хотя бы медсестра», – говорит директор СШ №45.

Не хватает этой уникальной школе и литературы для педагогов, и учебников для детей. Сейчас учебники для детей с особыми потребностями печатаются крайне редко, а поскольку у школы нет того самого формального статуса, при распределении литературы по линии Министерства образования их потребности опять-таки не учитываются. Педагогам приходилось даже брать литературу в библиотеках специнтернатов – под честное слово. Правда, в этом году обещали провести перераспределение учебной литературы – пусть и уже устаревшей – в пользу школы.
«Я не могу сказать, что нам никто не помогает – нет. И районные, и городские власти оказывают нам содействие, но все упирается в бюджетное финансирование, а его, как известно, всегда недостаточно. К примеру, только в этом году мы наконец-то получили в достаточном количестве парты для детей с особыми потребностями. Им нужны особые парты, рассчитанные на одного ученика. У нас было всего 4 комплекта такой мебели, еще один комплект получили в августе прошлого года от мэра, еще один – от районной власти, и три нам купил депутат областного Совета Александр Киселёв – только после поступления такой помощи все наши 9 классов полностью укомплектованы мебелью. Нам нужно еще особое оборудование и оснащение для обеспечения учебного процесса. К примеру, в 2003 году благодаря областному Фонду защиты инвалидов мы получили оборудование для тренажерного зала, сухого бассейна, столярной мастерской и компьютерного класса, у нас есть курсы плетения из бисера – в обучении таких детей большая ставка делается на развитие мелкой моторики пальцев. Им нужно заниматься гимнастикой, а в школе нет даже спортивных матов. А вообще – министерский перечень оборудования, которое нужно для обучения детей с интеллектуальными отклонениями, занимает 96 листов – на него без слез невозможно смотреть. У нас есть буквально сотая часть от необходимого», – говорит директор. Сколько всего нужно денег, Владимир Мартынов даже не считал, он уверен, что это – сизифов труд, дескать, денег-то все равно нет.

В этой школе дети с особыми потребностями получают не только базовое образование, но еще и рабочую специальность, ведь некоторые из них вполне могут работать. «Таким образом мы завершаем процесс их обучения. Хотя иногда они не могут учиться просто из-за того, что у них не было зимней одежды. Небезразличные люди в нашем обществе есть, но они просто не знают, как можно помочь, чтобы их поддержка была целевой. К примеру, в школе мы все время собираем деньги для покупки одежды детям из неблагополучных семей – многие из них не могут ходить в школу зимой, потому что нет одежды и обуви, и в этих вопросах нам часто приходится обращаться к спонсорам. К примеру, ко Дню святого Николая от депутата Александра Киселёва передали теплые вещи, и дети смогли нормально перенести зиму», – говорит Мартынов.

Директор школы уверен: эксперимент нужно обязательно продолжать. «Я не хочу плохо говорить об интернатах для таких детей, но наша система намного лучше. Дети видят родителей, познают реальный мир, общаются с другими. Чтобы убедиться в наших успехах, достаточно просто посмотреть в глаза детям и родителям, которые стоят за ними». Конечно, говорит Мартынов, ситуации бывают разные, как и отношения между детьми, но школа – это школа. Но за годы работы коллективу удалось воспитать в здоровых детях нормальное отношение к такому непривычному соседству.

 

Новости партнеров

Loading...

Последние новости

13:36

СММ рассказала о пострадавших от обстрелов жителях Донецка

13:15

На КПВВ в Станице задержали женщин из-за проблем с документами на детей

12:56

«ДНР» не позволила ОБСЕ рассматривать Донецк с воздуха

12:36

Рубежное отметил 3-ю годовщину освобождения (ФОТО, ВИДЕО)

12:15

В ближайшее время Торецк получит нового «мэра»

Архив

donbass.comments.ua

block2

donbass.comments.ua
Загрузка...

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине

   © «Комментарии:», 2014

Система Orphus