ДОНБАСС

В Попасной задних не пасут

0

В следующем году исполнится 70 лет Попаснянскому (Луганская область) вагоноремонтному заводу. Все эти годы предприятие специализировалось на ремонте грузовых вагонов, полувагонов, вагонов-хопперов для перевозки цемента, цистерн для светлых нефтепродуктов, на производстве запасных частей как для обеспечения собственных потребностей, так и для других предприятий железнодорожного транспорта.

А еще на заводе налажен выпуск товаров народного потребления, в частности мебели, предоставляются услуги различным организациям и населению по изготовлению металлических изделий.

Однако были в истории ПВРЗ и трудные времена. За все годы независимости Украины этому гиганту (только площадь его цехов составляет 125 тыс. квадратных метров) редко приходилось работать на полную мощность. Ощущалась острая нехватка средств на обновление основных фондов и оборудования. Особенно нелегко пришлось после того, как значительно сократились заказы на ремонт вагонов от главного заказчика — «Укрзалізниці». Так, по итогам работы государственного предприятия «Попаснянский вагоноремонтный завод» его доход от реализации продукции в 2005 году составил 166 млн. гривен, 2006-м — 202 млн., в 2007-м — 302 млн. гривен. Тогда как прибыль по финансовым результатам 2005 года не дотянула до 8 млн. гривен, в 2006-м удалось наскрести всего 325 тыс., а прошлый год вообще оказался убыточным — потери составили почти 7 млн. гривен! И не мудрено, ведь план ремонта вагонов «Укрзалізниці» за это время сократился с 3875 единиц до 1154, что меньше 12% годовой мощности предприятия. Да и ценообразование «Укрзалізниці» такое, что на развитие производства не оставляет ни копейки. ГП «Попаснянский вагоноремонтный завод» не имеет государственных заказов и лишено какой-либо финансовой и материальной поддержки со стороны «Укрзалізниці». В перспективе же, в соответствии с Концепцией Государственной программы реформирования железнодорожного транспорта, утвержденной распоряжением Кабинета министров Украины №651-р от 27.12.2006 г., вообще предусматривается постепенное выведение из состава железных дорог предприятий, ремонтирующих вагоны и другие объекты.

Все эти проблемы возникли не вдруг — они давно прогнозировались. Еще в 2004 году ремонтники пытались привлечь внимание тогдашнего руководства Министерства транспорта к тому, что вагоноремонтным предприятиям необходимо принимать конструктивные меры для выживания. Стремительно меняющиеся условия рынка требовали перехода на совершенно иную систему технического обслуживания вагонов. Но тогда их призывы не нашли должного отклика.

Чтобы достойно выйти из критической ситуации и больше в нее не попадать, руководству завода пришлось искать новые, конструктивные подходы к организации производства. Одна из таких находок — самостоятельное освоение строительства полувагонов. Это событие стало знаковым в судьбе предприятия. Ведь рынок требует все больше вагонов, а вагонные парки, соответственно, постоянного обновления и модернизации. Капитальный ремонт вагона оценивается в 50—60% стоимости нового, следовательно, освоив строительство, завод впервые за многие годы получил возможность увеличить количество рабочих мест. Когда-то здесь трудилось 5 тысяч человек, потом это количество вынуждены были сократить до 2186. Но уже в ближайшее время к ним присоединится еще 400. Нетрудно представить, что бы произошло, если бы и у других предприятий Попаснянского района появилась подобная возможность. Проблемы с трудоустройством возникали бы только у сотрудников местного центра занятости.

Основными потребителями новой продукции ПВРЗ являются собственники подвижного состава — лизинговые компании и предприятия-операторы, железные дороги страны. Среди партнеров-«тяжеловесов» завода такие киты отечественной промышленности, как Алчевский меткомбинат, «Донецк-Сталь», «Азовсталь».

Напомним, что Попаснянский вагоноремонтный завод функционирует в условиях полной финансовой самостоятельности. Все бы хорошо, но техническое состояние производства требует безотлагательного проведения его значительной реконструкции и модернизации. Степень износа основных средств производства достигла критической отметки: средний износ строений и сооружений составляет 60%, машин и оборудования — 74%, более половины оборудования эксплуатируется свыше 15 лет. На заводе несбалансированна структура основных фондов. Он остро нуждается в срочном привлечении инвестиций со стороны негосударственных инвесторов на модернизацию и обновление материально-технической базы, иначе вскоре будет не в состоянии выполнять даже заказы «Укрзалізниці». Вряд ли кого-то устроила бы подобная перспектива.

Именно поэтому 26 июня прошлого года трудовой коллектив ГП «Попаснянский вагоноремонтный завод» принял решение о создании хозяйственного общества и обратился к Министерству транспорта и связи Украины и Государственной администрации железнодорожного транспорта с ходатайством о передаче ему в аренду на 10 лет целостного имущественного комплекса предприятия.

Именно поэтому соответствующее согласие госорганов не заставило себя ждать, тем более что с целью защиты интересов государства договор аренды целостного имущественного комплекса ГП «Попаснянский вагоноремонтный завод» предусматривает такие существенные условия, как сохранение профиля предприятия, обязательства арендатора и впредь выполнять заказы «Укрзалізниці» на ремонт подвижного состава общего пользования, запрет субаренды, приватизации и передачи права собственности на арендуемое имущество третьим лицам и т.п. Иными словами, любые опасения относительно того, что вследствие аренды предприятия «Укрзалізниця» рискует частично утратить свою производственную и ремонтную базу, что усложнит проведение единой технической и ценовой политики для обеспечения перевозного процесса, оказываются несостоятельными.

Именно поэтому было создано общество с дополнительной ответственностью «Попаснянский вагоноремонтный завод», в уставный фонд которого сделали взносы трудовой коллектив предприятия и его новый инвестор — ОАО «Транспорт и сервис» (25 и 75% соответственно). Согласно бизнес-плану, разработанному обществом, в течение трех ближайших лет в обновление основных средств производства будет вложено около 8 млн. долларов США. И если «Укрзалізниця» предлагает четырем отечественным заводам отремонтировать в этом году 1400 вагонов, то у попаснянцев уже есть заказ от частного предприятия на ремонт 3800 вагонов. В настоящее время работники своевременно получают заработную плату, нет проблем с оплатой аренды. А намечаемое увеличение численности рабочих мест позволит предприятию обеспечить работой не только учеников профильного заводского училища, но и многих других местных жителей, нуждающихся в трудоустройстве.

Попаснянский вагоноремонтный завод — градообразующее предприятие, самое крупное в районе. Районный бюджет на 98% состоит из поступлений от ПВРЗ. В свое время работающим здесь людям довелось пройти и через нищенскую зарплату, и через ее несвоевременную выплату, и через забастовки. Все это сплотило их, научило осознанным и взвешенным действиям. Трудовой коллектив сам принял решение взять государственное предприятие в аренду и привлечь инвестора. Теперь очень важно, чтобы органы власти, поддержав его в этом начинании, демонстрировали и дальше неизменность своей позиции. Ведь от того, насколько власть доверяет людям, всецело зависит, насколько люди доверяют ей.

Новости партнеров

Loading...

Последние новости

17:56

Порошенко и Лукашенко обсудили возможность украинско-белорусских гумконвоев на Донбасс

17:36

Вузам продлили вступительную кампанию

17:15

Как освобождался Торецк (видео боя)

16:56

На Донетчине оштрафовали депутата, голосовавшего за выделение себе земельного участка

16:35

Торецк отметил 3-ю годовщину освобождения наградами и шествием (ФОТО)

Архив

donbass.comments.ua

block2

donbass.comments.ua
Загрузка...

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине

   © «Комментарии:», 2014

Система Orphus