Ситуация на Донбассе: главное в 2019 году и прогноз на 2020 год

Тема конфликта на Донбассе остается очень важной для Украины
Издание "Комментарии" выделило наиболее важные события 2019 года. Также эксперты рассказали, чего стоит ожидать в 2020 году.
Январь на Донбассе: снижение потерь и ракетные дуэли
Несмотря на объявленное с конца декабря-2018 перемирие, в январе-2019 стреляли каждый день. Всего было зафиксировано более 200 обстрелов. И это, как теперь известно, было их наименьшее число за месяц в течение прошлого года.
Как и практические весь 2019-й, оккупанты использовали в январе стрелковое вооружение, крупнокалиберные пулеметы, гранатометы разных видов, а также официально запрещенные минометы.
Потерь в рядах Объединенных сил (ОС) в первый месяц года было рекордно мало: трое погибших (минимальное количество безвозвратных потерь с начала активной фазы боевых действий – мая 2014 года) и около 30 раненых и травмированных.
Характерной особенностью месяца стал обмен ОС и оккупантов ракетными ударами из современных видов вооружения. Взаимно уничтожали и живую силу, и технику.
Неоднократно под обстрел попадали мирные населенных пункты по обе стороны линии разграничения.
Февраль на Донбассе: напряжение возросло
Уже в феврале возросли количество обстрелов (пресс-центр ОС насчитал их около 280), применямый калибр (российско-оккупационные войска пустили в ход минометы 82 мм и 120 мм, а также переносных реактивных пусковых установок "Град-П" 122-мм), потери в рядах защитников Украины (восемь погибших, около 40 – раненых и травмированных), обстрелы мирных населенных пунктов.
Чаще противоборствующие стороны использовали управляемый ракетный комплекс (ПТУР) и противотанковый ракетный комплекс (ПТРК).
Эксперт по вопросам сектора обороны и безопасности, полковник СБУ в отставке Олег Стариков не исключал, что обострение связано с "экзаменами", которые сдавали на Донбассе российские курсанты.
Участились вылазки диверсионно-разведывательных групп противника. Их периодически уничтожали.
Март на Донбассе: без перемирия и наступления
Несмотря на опасения, что выборы президента Украины могут быть использованы оккупантами для наступления или терактов (мол, официальному Киеву из-за внутренней политической борьбы будет не до Донбасса), их не случилось. Как не случилось, впрочем, и "весеннего перемирия". Оно должно было заработать с 8 марта, но, как и прочие 18 попыток установить реальный режим тишины, увенчалось безрезультатно. Более того, незаконные вооруженные формирования "ДНР" и "ЛНР", усиленные российскими кадровыми военными (прежде всего – офицерским составом), начали чаще применять минометы и даже впервые за долгое время пустили в ход артиллерию 152 мм калибра.
При этом обстрелов зафиксировано более 210 – на уровне января и меньше, чем в феврале. 10 марта так и вовсе стояла полная тишина. За месяц восемь воинов погибли, более 30 были ранены или травмированы. Традиционно были и "ответки", причем потери противники, согласно данным украинской разведки, традиционно в два-три раза превышают потери ОС.
Март также запомнился слухами о том, что украинские военнослужащие якобы взяли оккупированную Горловку. По факту же было лишь очередное продвижение в "серой зоне".
Апрель на Донбассе: Россия нагнетала по всем фронтам
Первый тур президентских выборов, ставший фактическим приговором действующей на тот момент власти, стал одновременно прелюдией к усилению противостояния: и между кандидатами в президенты Владимиром Зеленским и Петром Порошенко, и – между сторонами конфликта на Донбассе.
Москва, пытаясь вынудить Киев идти на выгодные ей уступки по Донбассу (проведение выборов без выполнения безопасностных пунктов Минских соглашений, закрепление "особого статуса Донбасса" в трактовке Кремля, реинтеграция ОРДЛО – с возможностью влиять на внешнеполитический курс Украины), дала отмашку подконтрольным ей вооруженным формированием на эскалацию конфликта. Снайперы, артиллерия, мобильные огневые группы, новая российская система орбитального подавления "Тирада-2" – в ход пошло многое.
В итоге, около 350 обстрелов, от 14 до 18 погибших представителей ОС (расхождения данных связаны с тем, что некоторые источники включают в список невосполнимых потерь не только представителей ВСУ, но и добровольцев, а также сотрудников ГСЧС), более 40 раненых. И, конечно, жесткий ответ противнику. К примеру, только 11 апреля оккупанты потеряли 17 человек (9 убитыми и 8 ранеными) и "Камаз".
Россия нагнетала по всем фронтам. В том числе, упростив получение российского гражданства для жителей оккупированного Донбасса, продолжая обстрелы гражданских руками своих марионеток, а также отказавшись взять на себя гарантии соблюдения режима тишины на период пасхальных праздников.
Май на Донбассе: перестановки и плен
Последний месяц весны запомнился серьезными перестановками, имеющими прямое отношение к событиям на Донбассе. Украина получила нового президента в лице Владимира Зеленского, который обещал приложить максимум усилий для скорейшего урегулирования конфликта. Операция Объединенных сил получила нового командующего – генерал-лейтенант Александр Сырский сменил Сергея Наева. А главой Генерального штаба, главнокомандующим Вооруженных сил Украины стал, согласно указу Зеленского, генерал-лейтенант Руслан Хомчак, сменивший Виктора Муженко.
Новый глава государства вскоре после обретения этих полномочий побывал в зоне ООС – на позициях защитников Украины в Станице Луганской и Счастье (Луганская область). А защитникам в мае пришлось жарко: количество обстрелов превысило 380, погибших от вражеских пуль и осколков воинов ОС было, по разным данным, от 6 до 9, санитарные потери (раненные и травмированные) – свыше четырех десятков.
Также май запомнился продвижением воинов ОС в "серой зоне" в районе Новозвановки и Калинового Луганской области (вперед – примерно на километр) и трагическим пленением (22 мая восемь украинских военнослужащих, двигаясь на грузовом автомобиле в районе населенного пункта Новотроицкое, Донецкой области, заехали на временно-неподконтрольную территорию, где были задержаны оккупантами).
К сожалению, не утихали и обстрелы мирных населенных пунктов по обе стороны линии разграничения.
Июнь на Донбассе: рекорд обстрелов и начало деэскалации
Первый месяц лета запомнился рекордным числом обстрелов в 2019 году. Их произошло около 740 – почти вдвое больше, чем в мае. В ход активно шли запрещенные минометы и ствольная артиллерия, практически постоянно действовали снайперские группы, не прекращались вылазки диверсантов и разведка с помощью беспилотников. Следствием эскалации стало более десяти погибших и около 80 раненых украинских воинов.
Россия применила излюбленную тактику – максимальное давление ради получения нужного ей результата. Но новая украинская власть не спешила выбросить белый флаг. Были сложные переговоры в Минске, накануне которых РФ и подконтрольные ей незаконные вооруженные формирования особенно агрессивно действовали на Донбассе. Были обращения Зеленского к руководству РФ (мол, обострение конфликта – не лучший фон для возобновления переговоров).
Были обвинения в адрес новой украинской власти (якобы запретила быстро открывать ответный и упреждающий огонь, что привело к росту жертв в рядах ОС).
Были новые "тихие" продвижения ВСУ вперед, новые мирные жертвы гибридной войны, а также разведение сил и средств в районе Станицы Луганской (Луганская обл.). На первом из трех участков, где подобное должно было произойти еще осенью 2016 года.
Это разведение вызвало массу пересудов и открытых осуждений, ведь полноценного недельного прекращения огня у Станицы Луганской не было. Но Киев в знак доброй воли пошел на деэскалацию на этом участке.
Июль на Донбассе: новые потери и новая надежда
Обстрельная волна пошла в июле на спад, правда, лишь в третьей декаде. За весь месяц произошло около 460 обстрелов, 440 из которых – с 1 по 20 июля включительно. А 21 июля заработал очередной "режим тишины". И хоть полного прекращения огня так и не случилось, обстрелы все же значительно сократились. Кстати, с момента введения перемирия на Донбассе и до конца июля не было зафиксировано ни одной жертвы среди гражданских. А за предыдущие три недели мирные продолжали страдать от обстрелов.
Второй месяц лета по потерям стал одним из самых драматичных в году. 14 представителей ОС погибли, а около 70 были ранены или травмированы. Под обстрелы не раз попадали медики. Традиционно ответы были, количество потерь у противника больше.
Наделал шума обстрел автоколонны, в которой находился новый губернатор Донецкой области Павел Кириленко, который якобы отправился в зону боевых действий, не согласовав эту поездку с руководством операции ОС.
Зеленский назвал ту атаку попыткой сорвать Минский процесс и поставить под угрозу возобновление переговоров в нормандском формате, которые намечались на август, потом – на осень, но состоялись только в декабре.
Но перемирие и возможность переговоров подарили новую надежду на то, что долгосрочное прекращение огня – возможны.
Август на Донбассе: жаркая концовка лета
Надежду расстреляли в августе. Обстрелов было меньше, чем в июле (320), но это количество точно не вяжется с понятием "режим тишины". Причем ближе к концу месяца обстановка накалилась, а 31-го и вовсе было зафиксировано максимальное количество обстрелов – 20. Если в июле третья декада была наиболее спокойной, то в августе – весьма жаркой (в военном смысле слова). Именно под конец месяца оккупанты начали использовать минометы и артиллерию небольших калибров, которые молчали почти месяц. А 29-го произошло серьезное боестолкновение на Светлодарской дуге, в районе Зайцево. После короткого боя четверо оккупантов было уничтожено, один – ранен и взят в плен.
Количество погибших (по разным данным – от 7 до 9) и раненых (23) защитников Украины в августе было ниже, чем в другие летние месяцы.
Август также запомнился тем, что вместо Александра Сырского командующим операцией Объединенных сил был назначен боевой офицер Владимир Кравченко.
Сентябрь на Донбассе: битва за нормандский формат
Начало осени подхватило тенденцию конца лета к обострению ситуации на Донбассе. Эксперты поясняли это желанием Москвы подобным образом принудить Киев до встречи в нормандском формате, которая постоянно откладывалась, выполнять ряд кремлевских "хотелок", не выгодных Украине.
Итог: около 515 обстрелов, девять погибших и более 40 раненых раненных защитников Украины, очередные "прилеты" по мирным.
Из хорошего – обошлось без боестолкновений, а также произошел обмен удерживаемыми лицами между Украиной и Россией.
Продолжалась подготовка к разведению сил и средств у Золотого и Петровского.
Октябрь на Донбассе: "танцы" вокруг спорных формулы и разведения
Октябрь оказался очень тяжелым для Украины. Донбасс трясло от обстрелов (зафиксировано около 670 случаев нарушения режима прекращения огня со стороны оккупантов, десять погибших, около 30 раненых защитников Украины), Киев – от протестов.
В начале октября стало известно, что украинские власти согласились на "формулу Штайнмайера". Оппоненты команды Зеленского представили это как "зраду". Вообще, это механизм, согласно которому закон Украины об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей ("особом статусе Донбасса") вступает в силу в 20:00 по местному времени в день голосования на досрочных местных выборах в ОРДЛО. Они должны пройти в соответствии с Конституцией Украины и специальным законом Украины, регулирующим проведение местных выборов в упомянутых районах. Закон, который еще надо обновить, будет действовать на временной основе до публикации окончательных выводов миссии ОБСЕ о выборах как таких, что прошли в соответствии со стандартами ОБСЕ и Международными стандартами демократических выборов. Лишь после признания выборов состоявшимися в соответствии с украинским законодательством и стандартами ОБСЕ, закон начнет действовать на постоянной основе.
29 октября стало известно о разведении сил и средств в районе Золотого. Сопротивление общественности – и пугающей многих своей размытостью "формуле Штайнмайера", и оставлению украинскими воинами своих позиций – было куда более жарким, чем во время июньского разведения сил и средств у Станицы Луганской. В Киеве проходили акции "Нет капитуляции!", имел место конфликт президента и полиции с представителями "Национального корпуса" и ветеранами полка "Азов", которые едва не сорвали разведение.
И все же участок у Золотого "демилитаризировали". На очереди был последний из обговоренных пунктов разведения – Петровское, Донецкой области. Получись все там, дорога к встрече в нормандском формате могла быть открыта. Если, конечно, РФ не придумала бы еще какие-либо условия.
Ноябрь на Донбассе: наметились позитивные тенденции
В ноябре стрелка на барометре конфликта резко качнулась в сторону возможности урегулирования. Оставалось надеяться, что наметившиеся позитивные тенденции не станут очередным миражом.
Сокращение обстрелов вдвое, по сравнению с предыдущим месяцем (до 360) не могло не радовать. Меньше стало и погибших защитников Украины (5 против 10 в октябре), а вот количество раненых и травмированных выросло до 40.
Важнейшим событием месяца стало разведение сторон конфликта в районе Петровского-Богдановки – процесс начался 9 ноября.
И хоть постреливать на этом участке продолжали, СММ ОБСЕ подтвердила – разведение состоялось.
Таким образом, больше препятствий для встречи в нормандском формате не осталось.
Декабрь на Донбассе: обстрелы пошли на спад, воскрес нормандский формат
Главным событием месяца, безусловно, стала встреча глав стран нормандского формата (Украина, Россия, Германия, Франция) в Париже. Как и планировалось, она состоялась 9 декабря. Сам факт такой встречи после трехлетней паузы уже был в какой-то степени победой новой украинской власти.
В той дипломатической битве за Донбасс новый украинский президент опроверг прогнозы о том, что может заступить за ранее очерченные им и украинским обществом "красные линии":
- невозможность федерализации (Украина – унитарное государство);
- невозможность для кого бы то ни было совершать какое-либо влияние на вектор
движения и развития Украины (его имеет право выбирать исключительно украинский
народ – и в данный момент выбраны интеграция в ЕС и НАТО);
- невозможность компромиссов по урегулированию ситуации на Востоке Украины
через уступки территориями в пределах определенных на международном уровне
границ (Донбасс и Крым – это Украина).
Также Зеленский заявил о невозможности проведения выборов в ОРДЛО до передачи Украине временно неконтролируемого участка украино-российской границы. Тут Путин уперся, так что компромисс еще будут искать.
Было оглашено о возможности обмена пленными между Киевом и ОРДЛО до конца года (и 29 декабря обмен по формуле "всех верифицированных – на всех верифицированных" состоялся), долгосрочном прекращении огня (не было и нет) и согласовании трех новых участков разведения сил и средств (в данный момент – в процессе обсуждения).
Также в декабре продолжилось снижение обстрелов (в районе 240), стало вдвое меньше раненых, чем в ноябре (21). А вот погибших было почти вдвое больше (9), причем почти половина – во время подрывов на взрывных устройствах.
Ситуация на Донбассе: общая картина
Общие безвозвратные потери защитников Украины, согласно данным Фонда "Вернись живым", составили в 2019 году 110 человек (трое – женщины).
Раненых и травмированных традиционно примерно вдвое больше.
Что касается потерь российско-оккупационных войск, то они, по данным военной разведки Украины, составили 619 погибших и 939 – раненых и травмированных. Также противник потерял 110 единиц вооружения и военной техники.
Аналитик украинского Национального института стратегических исследований Николай Белесков среди наиболее важных и показательных событий, связанных с ситуацией на востоке Украины, назвал попытку новой власти перезапустить процесс урегулирования конфликта.
"Произошли разведения сил и средств на трех обозначенных участках, два освобождения пленных, – перечисляет эксперт подвижки. – Впервые за три года встретились лидеры "нормандской четверки". С военной точки зрения ситуация оставалась контролируемой. Отмечу стойкую тенденцию отказа от использования крупных калибров. Артиллерия, в том числе реактивная, практически не применялась. Минометы – намного реже, чем ранее".
Говоря о перспективах разрешения конфликта, Николай Белесков предположил, что мы увидим продолжение патовой ситуации.
"Россия не будет отступать, но не сможет и Украину заставить принять невыгодный нам вариант разрешения ситуации, – прогнозирует эксперт. – Возможно, к концу года мы увидим подвижки к заморозке конфликта – со значительным снижением (а возможно и прекращением) обстрелов, но без реинтеграции временно оккупированных территорий. Думаю, это в данный момент был бы наиболее выгодный для Украины сценарий".
Большинство экспертов, специализирующихся на теме российско-украинской гибридной войны, согласны с тем, что в 2020 году серьезного прогресса касательно ситуации на Донбассе ожидать не стоит. Вероятность эскалации конфликта видится достаточно низкой (при этом не исключены всплески обстрелы на отдельных участках линии разграничения), как и возможность подвижек в политической части Минских соглашений.
Продолжится фаза "ни войны, ни мира" с маленькими шажками в сторону урегулирования конфликта. Скорее всего, будут новые обмены пленными и новые разведения сил и средств на ряде участков. Возможны подвижки в гуманитарных вопросах, в том числе касательно облегчения пересечения линии разграничения обычными гражданами. А вот выборы в 2020 году в ОРДЛО по украинскому законодательству выглядят нереалистичными.
Анонсированная на весну новая встреча в нормандском формате, надо полагать, состоится, но прорывы вряд ли будут.
Впрочем, свои коррективы могут внести резкие внутриполитические потрясения в РФ, а также президентские выборы в США.