Когда решится судьба Донбасса: вероятная дата встречи в нормандском формате и перспективы саммита

Эксперты рассказали, куда может переместиться нормандский формат, если провести встречу по Донбассу в Минске не удастся

Вице-премьер, министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территории Алексей Резников ранее выражал уверенность в возможности проведения новой встречи в "нормандском формате" уже в августе текущего года. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба во время вчерашнего общения с главой МИД Германии Хайко Маасом озвучил, что встреча глав МИД нормандской четверки необходима в ближайшие месяцы. "Комментарии" выяснили у экспертов, когда может собраться нормандский формат и какие решения могут принять.

"Есть сомнения, что саммит вообще состоится до конца года"

Директор Центра международной безопасности Валерий Кравченко считает очевидным, что в августе саммит нормандской четверки не состоится.

"А в свете второй волны коронавируса, пик которой ожидается на осень, есть сомнения, что он вообще состоится до конца года. Даже на уровне глав МИД, – отмечает эксперт. – Если честно, то и успехов-индикаторов, про которые говорили в Париже, также не наблюдается (перемирие – не разведение, единичные обмены – не формула "всех на всех", выборов в октябре в ОРДЛО не будет). Зато то, что есть – давление на Украину, в том числе через Францию и Германию".

Глава МИД РФ Сергей Лавров обсуждает Украину со своими французским и немецким визави по телефону, напоминает Валерий Кравченко.

"При этом он как мантру повторяет о необходимости прямого диалога Киева с Донецком и Луганском. Мол, если перемирие соблюдается, то мяч на стороне Киева – это они тормозят мирный процесс. Конечно, Украина на прямой контакт прямо не соглашается, хотя в словах нового главы Трехсторонней контактной группы (ТКГ) Леонида Кравчука и можно уловить желание найти компромисс, готовность слушать "ту сторону". Едва ли подобные инициативы реализуются в что-то большее, чем просто слова", – подчеркивает эксперт.

В добавок, продолжает Валерий Кравченко, у РФ теперь есть новая тема для разговоров – ситуация в Беларуси, которая оттесняет повестку дня в Украине на второй план.

"К тому же в белорусской ситуации стабилизационная роль РФ вряд ли вызовет отторжение Запада, как в Украине, исходя из пророссийских настроений большей части общества в Беларуси, – говорит директор Центра международной безопасности. – Таким образом, перспективы нормандского формата туманны и находятся в зависимости от успехов в ТКГ. В то же время, ситуация усложняется в связи с нестабильностью в Минске, что ставит под вопрос возможность продолжения переговорного процесса в столице Беларуси".

Возможно, до конца года всё будет происходить в виртуальном пространстве, а позже придется искать новое место для диалога. Едва ли это будет очередная столица на постсоветском пространстве – скорее преимущество получит Вена, Будапешт или Хельсинки, считает Валерий Кравченко.

"Минский формат потерял свою эффективность, так ее и не проявив"

Чтобы принимать какие-либо решения, нужно иметь определенные наработки и видение их результатов. Сейчас же всё выглядит довольно хаотично относительно дальнейшего развития событий вокруг временно оккупированных территорий. Такого мнения придерживается заместитель директора Украинского института будущего Евгений Мироненко.

"Минский формат потерял свою эффективность, так ее и не проявив, – уверен эксперт. – Украина ищет новые формы международного сотрудничества по возвращению своих территорий – и это нормально. Однако, надо понимать, что не имея четкого и консолидированного плана действий со своей стороны, - будет очень трудно добиться положительных результатов".

По словам Евгения Мироненко, план по легализации реинтеграции временно оккупированных территорий на базе проведения там осенью местных выборов был изначально провальным. И даже играл на руку агрессору.

"Сначала министерства и ведомства государства Украина должны между собой определить четкую линию поведения в вопросе реинтеграции. Она должна быть монолитной. Следует сформировать четкий план действий, а потом уже выходить на позиции переговоров в нормандском формате", – считает эксперт.

Данный план, подчеркивает Евгений Мироненко, должен иметь четкие сроки, позиции и этапы постепенной реинтеграции по соответствующим направлениям: экономика, гуманитарная сфера, финансы, юстиция и так далее.

Эксперт отмечает: "Всё сразу – не получится, поскольку система управления временно оккупированных территорий очень глубоко интегрирована в систему управления РФ. И именно РФ выступает за подход легализации этой системы в пределах границ Украины – путем проведения как можно скорее местных выборов на указанных территориях".

"Украинская сторона отошла от позиции быстрого мира любой ценой"

По словам Марии Золкиной, аналитика Фонда "Демократические инициативы имени Илька Кучерива", для украинской стороны абсолютным приоритетом остается организация нормандской встречи. Но людей, задействованных со стороны Украины в переговорах, эксперт разделила на две группы.

"С одной стороны - условно говоря, есть политическая заинтересованность в нормандской встрече. И эту политическую позицию имеет президент ВлАдимир Зеленский, глава его Офиса Андрей Ермак. Это - политическая группа переговорщиков, – поясняет Мария Золкина. – Также есть Министерство иностранных дел Украины. Оно является более рациональным в плане подготовки нормандской встречи - и имеет меньше политического энтузиазма, т.к. понимает все технические и дипломатические расклады".

Раскола между этими группами нет, подчеркивает аналитик. Но у МИД - более рациональное видение ситуации.

"Что касается второй встречи глав государств нормандской четверки (Украина, Россия, Германия, Франция), когда бы та ни произошла, она не может закончиться нулевым результатом - отсутствием серьезных решений. Декабрьский саммит в Париже не сработал для РФ. Она ничего серьезного не получила для себя по его итогам. Очевидно, что к новому саммиту Кремль готовится с новой тактикой и стратегией", - считает Мария Золкина.

По ее мнению, РФ будет стараться максимально склонить украинскую сторону до саммита к выгодным для Москвы позициям по Донбассу. Чтобы пакет договоренностей на 95% был наработан до новой встречи. А на саммите их осталось лишь утвердить.

"По логике парижского саммита, должен быть серьезный безопасностный прогресс до следующей встречи, – напоминает аналитик. – И уже потом можно переходить к политическим вопросам. В частности, закону об особом статусе Донбасса, введению в украинское законодательство формулы Штайнмайера, идее выборов на оккупированных территориях".

Мария Золкина считает, что до нового саммита, который намерены провести в Берлине, РФ будет пытаться утвердить с Украиной следующие моменты:

1. Снять с повестки дня вопрос реального передача украинской стороне контроля за границей до выборов в ОРДЛО. Так, РФ может согласиться на совместные (гибридные) отряды ОРДЛО и украинских пограничников. Возможно, будут и представители ОБСЕ или РФ. Что-то такое, что не даст реального контроля за границей, но будет выглядеть как уступка

2. Прямые консультации с представителями оккупационных администраций.

3. Невозможность контролировать ситуацию в ОРДЛО на момент выборов.

4. Отсутствие жестких гарантий безопасности.

По мнению аналитика, украинская сторона понимает планы агрессора. А потому в последние месяца начала маневрировать. Так, укрепились наши переговорные позиции в ТКГ, куда вошли переселенцы. Президент озвучил инициативу о необходимости детализации Минских договоренностей. Суть в том, что каждый пункт должен быть детализирован, чтобы каждая из сторон не трактовала его по-своему.

"Параллельно украинская сторона отошла от позиции быстрого мира любой ценой. Заняла более рациональную позицию, – говорит Мария Золкина. – Теперь важно, чтобы не победила позиция политического энтузиазма. Ставку надо делать на дипломатический, рациональный, холодный подход. Акцентируя на том, что нынешнее нестабильное перемирие - лишь первый шаг в ряде безопасностных вопросов. И выходит на новый нормандский саммит нужно с идеей демилитаризации региона, а не политического блока, выгодного РФ".

Понятно, что российская сторона на это не пойдет. Но если Украина выйдет на саммит именно с таким треком, его результат будет не так важен.

"Если не удастся согласовать новые безопасностные вопросы, именно Россия будет выглядеть двоечником, стороной, которая не придерживается условий парижского саммита, – поясняет аналитик. – Если же РФ каким-то чудом согласиться на такой подход, это, конечно, тоже в плюс. Но это - не реалистичный вариант. Скорее всего, Россия будет против решения сперва безопасностных, а потом политических вопросов. И после этого у Зеленского будут развязаны руки, чтобы говорить о том, что нужно или переговоры заморозить, или пересмотреть Минские соглашения. РФ это не устраивает. Потому она будет настаивать на широких политических компромиссах до саммита. Украина пойти на это не может".

Напомним, Кравчук озвучил альтернативу особому статусу Донбасса: на какие уступки может решится Украина.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.